Партнеры Живи добром

Хулиганы средневековых улиц («Меч короля Артура», реж. Гай Ричи)


"Меч короля Артура"


Утер Пендрагон (Эрик Бана) могуществен и благороден. С Экскалибуром в руках он способен разрешить исход масштабнейшего сражения при участии злого мага и гигантских слонов. Его власти и, видимо, славе со всенародной любовью завидует брат Вортигерн (Джуд Лоу). Не боясь осквернить душу и запачкать руки кровью невинных, он обратится за помощью к сиренам, и Утеру придет конец. Но маленький сын погибшего короля будет спасен. Почти как Моисея, воды реки, связующей Камелот и Лондиниум, уберегут ребенка от жаждущего короны дяди.

Гай Ричи лихо живописует свою версию британской легенды и не особо стремится следовать канону. Мерлин в его фильме только упоминается. Артур же воспитывается в борделе и получает тумаки от старших товарищей. Но повзрослевший и натренированный, как первоклассный рестлер, наследник престола уже совсем не похож на мальчика для битья. Он снискал уважение местных, стрижет бороду викингу, не заплатившему воспитавшей Артура женщине за услуги, и хранит в тайниках монеты. Много монет… По ночам грозу улиц Лондиниума мучают кошмары, но о своем происхождении молодой человек забыл.

Вспомнить о корнях и стать настоящем королем, о котором в народе ходят легенды, ему поможет нервный Вортигерн, разыскивающий племянника, верные друзья с района, компания сопротивленцев, волшебница под кодовым именем «маг» (Астрид Берже-Фрисбе) и Экскалибур, с ошеломительной энергией которого Артуру (Чарли Ханнэм) придется помучиться.

Гая Ричи легко упрекнуть в излишней вольности в обращении с известным сюжетом, но пусть этим занимается кто-то более зависимый от британского фольклора: кинематографу дозволительно создавать свои миры и не калькировать до бесконечности одно и то же. Но, помимо вольной интерпретации легенды, есть в фильме несколько странных ходов. Волшебница, помогающая Артуру, у Ричи оказывается настолько могущественной, что не совсем понятно, почему же она сама не расправится с Вортигерном в заключительном сражении. Возможность для этого девушке, управляющей силой природы, птицами, змеями и прочей живностью, явно была предоставлена, но она смиренно предпочла стоять в стороне, наблюдая за протеже и отдав все лавры ему. Работа над созданием доблестного короля «мага» интересует больше, чем жизни несчастных подданных Вортигерна и сам братоубивец. Могущая ясновидящая с упоением занимается перевоспитанием дворовой шпаны с добрым сердцем и в годах, не чураясь запрещенных методов а-ля отправка в опасные Темные земли, чтобы истинный король нашел общий язык с Экскалибуром и перестал сопротивляться прошлому, компульсивно вторгающемуся в настоящее. Да и участь сирен, приложивших щупальца к свержению Утера, в «Мече короля Артура» осталась за кадром.

Но «спорные решения» искупаются драйвом и смелой картинкой. Погони и Дэвид Бекхэм, сирены, похожие на внебрачное чадо русалки и гигантского осьминога, громадная змея, задорно шипящая с экрана, и стаффорды, уже сами по себе эффектные создания, – все это в фильме о персонаже из средневековых легенд выглядит вызывающе и современно броско. Работа Ричи также пример того, каким концентрированным и наглым может быть монтаж. И так понятно, что Артур подружится с мечом и станет королем. Другое дело – каким будет этот путь. У Ричи он соткан из навязчивых флэшбеков, становящихся со временем все более ясными, вносящими в уже известную историю трогательные нюансы. Плюс взросление Артура, его длительное путешествие в Темные земли в поисках себя режиссер старательно режет и миксует, не сбиваясь в скучные и длинные разговоры о том, как тяжела жизнь королевского отпрыска в бегах, а предоставляя мясистый видеоряд с сочным музыкальным сопровождением.

Прочтение Ричи средневековой легенды отдает душком его же видения Шерлока и любовью к подворотням и их обитателям, оно получилось энергичным и насыщенным. Много раз пересказанная история местами приобретает вид то бодренького рекламного блока о видеоигре, то мощнейшего музыкального клипа, разбавляя диалоги и посмеиваясь над клише о взрослении и обретении подлинного я.


"Меч короля Артура"


Елена Громова



 

Рекомендуем

Прощай, Эльдар...
Модный приём: расставляем акценты в интерьере
Премьера балета «Золушка»
Витязь в большом городе ("Последний богатырь" реж. Дмитрий Дьяченко)
Прохоровское поле
Новая эра иZбитых тем ("Новая эра Z" реж. Колм МакКарти)
Семён Щедрин. Поэт пригородов Петербурга
Хочу как Мадонна!
Тадеуш Кантор. Театр одного художника
Семинар «От Славянской площади к Старым садам»