Партнеры Живи добром

XXXIX ММКФ. Вне конкурса: "Колдунья", "Каренина и я"


ММКФ-2017 перевалил за экватор, и мы продолжаем рассказывать о фильмах из внеконкурсных программ.

Время женщин: «Колдунья»

Элейн (Саманта Робинсон) удивительно красива, мужчины падают к ее ногам. Но не в одной только чарующей внешности дело. Девушка освоила магическую практику по привлечению противоположного пола и использует ее в надежде найти настоящую любовь. Пока на пути ей попадаются, правда, сплошь слабаки, не способные выдержать силы ее любви. Но однажды она встречает того, на кого магические чары не действуют.

У Анны Биллер за этой встречей не последует счастливого конца, где прекрасный принц женится на столь же прекрасной принцессе, ждавшей своего суженного либо в высокой башне под пристальным взором дракона, либо смиренно терпящей злую мачеху рядом с королем-отцом. Возможно, потому что главная героиня страшной сказки на ночь у режиссера только мечтает стать принцессой и найти принца с единорогом в придачу (на коней размениваться не пристало), видимо, позабыв, какая ведьм в сказках постигает участь. Элейн живет в мире своих грез, и фантазия, что девушка по-детски наивно пытается воплотить в жизнь, срабатывает как анестетик – действительность гораздо страшнее, чем позволяет себе представить красавица с вороного цвета волосом. Просачивание правды в красочный мир Элейн, где смерть не вызывает слез, подспудно намекает на то, что ворожея у Биллер не справилась с экзистенциальным ужасом и представляет собой сплошь травмированное существо, до которого никому нет дела.


Колдунья ММКФ САМАНТА РОБИНСОН


В «Колдунье», напичканной песенками про единорогов, на фоне нарочито стилизованных декораций 1970–х, Викторианской эпохи и Ренессанса показано положение женщины в современном обществе. Элейн перманентно пребывает в плену расхожих банальностей. Никого не интересует, что она за человек, потому что окружающие, вероятно, слишком хорошо знали, какой должна быть «настоящая женщина», и малейшие отклонения от «подлинного» курса жестоко карались отцом девушки и ее бывшим мужем. Собственно, попытка возродиться и позволить себе быть собой у Элейн тоже не вышла. Из одного мира, в котором женщина всем должна и нелюбима, она попала в другой, по сути, более жесткий и не менее женоненавистнический, сводящий ее к сексуальной привлекательности для противоположного пола.  И как бы героиня Саманты Робинсон не парировала обвинения знакомых, ее заверения, что теперь она использует свою сексуальность в качестве силы и управляет ею по собственному разумению и согласно своей воле, лишь подчеркивают загнанность и подчиненность стереотипам.  

Красочная, на грани китча картинка «Колдуньи» таит в себе агонию женщины, вынужденной лишь надеяться на чудо любви и ежечасно подстраиваться под мир, где место для нее всегда четко очерчено и не допускает шанса на свободу от навязанных стандартов.   

 

Ателье: «Каренина и я»

Герильд Маусет только вернулась из трёхмесячного турне по Норвегии со спектаклем по роману Льва Толстого «Анна Каренина», как получила приглашение вновь исполнить роль Анны в той же пьесе под руководством того же режиссёра, но уже не на родной земле, а в России в драматическом театре во Владивостоке. Актриса не смогла отказаться от такого предложения и решила за короткий срок постараться выучить текст на русском. Путешествие жены во Владивосток из Мурманска по железной дороге задокументировал режиссер Томмазо Моттола.


режиссер, продюсер и автор сценария Томмазо Моттола, продюсер и исполнительница главной роли Герильд Маусет


Для Герильд  Маусет  Анна Каренина не столько персонаж одноименного романа, сколько простая женщина, за свою недолгую жизнь перенесшая не одно испытание, и актриса, готовясь к роли, словно пытается искупить страдания незнакомки. В документальном фильме Моттола Каренина предстает современницей жены режиссера. По крайней мере, обсуждая судьбу Анны со случайными знакомыми, Герильд не делает скидку на время, на правила жизни и приличия, которым  необходимо было следовать героям романов Толстого. Для норвежки Анна будто бы живет и чувствует здесь и сейчас. Более того, Герильд не может принять смерть Карениной: на последней минуте фильма она прочерчивает на снегу лыжню – рельсы, по которым мчит в костюме своего персонажа. Актриса, входя в роль, ищет и находит точки соприкосновения жизни своей и жизни Анны, объясняет свою судьбу через поступки Карениной, вчитывается в строки Толстого, не собираясь отказываться от предрассудков своего времени, или и вовсе не ощущая их.


"Каренина и я" ММКФ


«Каренина и я» не фильм о первой встрече с Россией или путешествиях по неизведанной и полной загадок чужбине: режиссер уже двадцать лет как знаком со страной и неоднократно работал здесь. В фокусе у Моттола – его жена, которую он  называет «великой актрисой» и за которой пристально наблюдает:  ловит ее улыбки, любуется длинными волосами, фигурой, облаченной в черное платье. И в плоть любящего взгляда проникает сопротивление языка, не играющего в поддавки с норвежской актрисой, стресс и очень личная история, что вновь воскресла в памяти Герильд Маусет, работающей над ролью.


Елена Громова


 

Рекомендуем

Рай для палачей ("Рай" реж. Андрей Кончаловский)
Рок-опера «Преступление и наказание»
Торквато Тассо. Улыбаясь смерти
Майя Плисецкая. Лишние слова не нужны
38-й ММКФ. Конкурс. "Память забвения", "Голос вещей", "Худшая из женщин"
Сумочка как наживка ("В объятиях лжи" реж. Нил Джордан)
Голди Хоун: с улыбкой по жизни
Кино. Краткая история женщин в российском кинематографе
В ней чувствовался ген несчастья. «Ивонна, принцесса Бургундская»
Покровительство искусству ценою в жизнь