Хвост виляет человеком ("Зоология" реж. Иван И. Твердовский)
До российских кинотеатров добралась картина Ивана И. Твердовского ( "Класс коррекции", "Словно жду автобуса") «Зоология», получившая летом на Кинотавре приз Гильдии киноведов и кинокритиков и приз лучшую женскую роль (Наталья Павленкова). Главная героиня «Зоологии» Наташа (Наталья Павленкова) работает в зоопарке в отделе закупок. Наташа покорно доживает свой век в компании престарелой матери, кота Барсика и свиноподобных коллег по работе. Она, кажется, даже лишилась чувств, и ее лицо уже давно и навсегда приобрело спокойно-бессмысленное выражение и отвыкло от каких-либо эмоций. И вот в возрасте, когда уже даже не возникнет мысль о том, чтобы как-то изменить свою жизнь к лучшему, с Наташей происходит настоящее «кафкианское» превращение – у не вырастает хвост. Город, где происходит действие картины, занимается только тем, что сплетничает и ест. Мерзкие работницы зоопарка, больше напоминающие откормленных хряков (а некоторые даже бегемотов) обсуждают Наталью, даже не стесняясь ее присутствия. Разговор с матерью сводится к обсуждению очередной глупой и фантастической новости из телевизора, который как главная икона в коллекции набожной пожилой женщины окружен многочисленными ликами святых. Звери в клетках – вот с кем Наташа может и хочет общаться. И Наташино тело отращивает себе большой и толстый хвост, видимо, чтобы быть ближе к животным. Врачи совсем этому не удивляются, не пытаются сделать из появления у человека хвоста сенсацию, а лишь спокойно выписывают направление за направлением. И здесь абсурдная жизнь, похожая на абсурдный и длинный сон, делает крутой поворот. В жизни героини появляется любовь в лице молодого (во всяком случае, моложе Наташи) рентгенолога Пети. В этой мрачной стране сплетничающих толстух и стариков появляется настоящая жизнь, но ее приходится скрывать от окружающих, также как и хвост. Наталья – сильная женщина, она стойко переживает все тяготы, которые повлекло за собой появление хвоста. Она также использует все возможности для нормальной человеческой жизни, которые этот же хвост ей дал. Но все-таки появление хвоста – признак превращения в животное, и в конце герои оказываются в клетке. Время действия картины определить трудно. Это может быть и наши дни, а может быть и середина 90-х. Наташа и Петя живут в безвременье в незаметном российском городке, неизвестно у какого моря. На сцену ресторана выходит певица (тоже толстая) и объявляет: «Сейчас мы с вами споем нашу любимую песню». И звучит песня Алены Свиридовой 1997 года, которая, между прочим, называется «Будет так всегда». Это «будет так всегда» является лейтмотивом «Зоологии» и, возможно, единственной песней, которую слушают жители города, где, судя по всему, никогда ничего не изменится. А если не изменится, то люди незаметно для остальной страны отрастят себе хвосты, встанут на четвереньки и уйдут в лес. «У эволюции, парень, четкий механизм - какая жизнь - таков организм», - как выразился один рэп-исполнитель. В фильме много смешных моментов, очень точно показаны типажи мещан, пенсионеров и вообще людей, чьи головы затуманены центральным телевидением. Сцена обеда коллег Натальи - одна из самых неприятных сцен года, настолько натурально она сделана и сыграна. Есть в фильме и критика церкви, как же без этого. И врачи тоже глупые. Но картина совсем не воспринимается как сатирическая. Фантастика с элементами сатиры и драмы или комедийная мелодрама с элементами фантастики? «Зоология» - это абсурдная притча на грани нескольких жанров. Притча о непохожей на других женщине, о том, что и без хвоста человек может быть животным и с хвостом оставаться человеком. Картина далеко не идеальная, но запоминающаяся и с безупречной игрой актеров, в первую очередь, конечно, Натальи Павленковой, которой удалось сыграть зрелую женщину с психикой ребенка и убедительно изобразить первую любовь в пятьдесят с лишним лет (и не забывайте, что все это еще с хвостом, а в некоторых сценах почти обнаженной). «Зоология» оставляет после себя смешанные впечатления то ли от неудовлетворенного желания хэппи-энда для Наташи, то ли от ощущения, что режиссер хотел сказать больше, чем получилось в итоге.
Михаил Мосягин
|
Рекомендуем |