Партнеры Живи добром

Кино. Джим Керри: серьезные роли несерьезного человека


Говорят, ни один комедийный актер не сможет считать себя состоявшимся, пока не залезет в принципиально новое для себя амплуа. Так было, к примеру, с «высоким блондином» Пьером Ришаром, который на старости лет «дорвался» до серьезных фильмов и перестал изображать «петрушку». Так было с очаровательным Робином Уильямсом, который очень быстро доказал, что его место не среди площадных шутов, а в «высшей лиге». Такие же попытки совершал Стив Мартин, выбирая мрачных и сложных персонажей. То же происходит с Беном Стиллером, Джоной Хиллом, Уиллом Фереллем и многими-многими другими. Этот же странный «комплекс» не обошёл и «резиновое лицо» американского кинематографа – Джима Керри. Все сразу же вспомнят его Джоэла из знаменитого «Вечного сияния чистого разума», и будут правы – этот фильм показал зрителю принципиально нового Джима, сложного, профессионального, серьезного.

Он очень долго шел к тому, чем обладает сейчас – к славе, обожанию со стороны многочисленных поклонников. С юности он боролся за право стать настоящим комедийным артистом. В его кинокарьере вечно сталкивались нелюбовь критиков и признание со стороны зрителей. Он смело продвигал свои собственные идеи: именно он придумал образ Эйса Вентуры, ему принадлежит идея одеть «Маску» в канареечный костюм, Стенли Ипкиса он скопировал с родного отца, он даже снял пломбу с переднего зуба, чтобы его Ллойд Крисмас из «Тупого и еще тупее» выглядел смешнее.


"Кабельщик" (1996) реж. Бен Стиллер


Креативному и талантливому человеку всегда тесно в заданных рамках, так что в 1996 году, когда ему предложили сняться в фильме «Кабельщик», Керри сразу согласился. Переход от комедии к драме проходил постепенно: он ещё придерживался своей традиционной манеры, но на этот раз его герой-неудачник почти не выглядел смешным, внушал отвращение, местами жалость и даже ужас. Критики фильм оплевали, но Керри перешел свой Рубикон: он перестал быть поверхностным, нарочито комичным. Был задан новый вектор для творческого развития: оставаясь комиком, он начал поиски себя.


"Шоу Трумана" (1998) реж. Питер Уир


Жемчужиной в его фильмографии был и остается великолепный фильм «Шоу Трумана» Питера Уира. Никаких ужимок, дурацких шуток - чистая трагедия человека, внезапно лишившегося всей своей жизни. Перед Керри стояла задача не сыграть, а пережить вместе со своим героем всю абсурдность ситуации, понять, что все его существование – насмешка и фальшь, а все люди, которых он знал и любил –всего лишь актеры. Он один должен был весь фильм оставаться настоящим и искренним. Эту работу оценили высоко: три премии Британской академии, три номинации на Оскар и три «Золотых глобуса».


"Человек на Луне" (1999) реж. Милош Форман


Через год состоялась премьера фильма Милоша Формана «Человек на луне», где Керри вновь сыграл главную роль – эпатажного комика Энди Кауфмана. Керри удалось вжиться в роль, как никогда, ведь творческий путь Кауфмана во многом напоминал его собственный: ему тоже было свойственно желание пробиться, выделиться, привлечь к себе как можно больше внимания любыми средствами. Комик по природе своей – личность трагическая, склонная к рефлексии, а если он ещё и идейный? Энди Кауфман пытался заставить людей понять, что вся наша жизнь – это иллюзия, что нельзя относиться ко всему серьезно. В своей грубой манере он заводил людей, доводил до состояния истерии, вызывал к себе презрение и ненависть, но все же это были искренние эмоции, а не закадровый смех «мертвецов». Больше всего он ненавидел ложь и мишуру, и, в то же время, именно они были его инструментами. Заигравшись в «гуру», Кауфман сталкивается со страшной реальностью, из которой уже не выбраться с помощью подставных зрителей из зала и сложного грима. Отказался ли он от своей идеи о разрушении чужих иллюзий, распрощался ли со своими– вопрос открытый. Картина не окупилась в прокате, получила сдержанные отзывы критиков. Ее оценили лишь на Берлинском кинофестивале, и все же это одна из лучших работ Керри, очень добросовестная и, главное, искренняя.


"Мажестик" (2001) реж. Фрэнк Дарабонт


Ещё одну серьезную роль Джим Керри сыграл в «очень американской» драме «Мажестик» в 2001 году. На этот раз его героем стал начинающий голливудский сценарист, обвиненный в приверженности коммунистическим идеям. Довольно простенький сюжет о потере памяти и поиске самого себя закручен очень неплохо: герой Керри, получив новую жизнь, приобретает те качества, которых ему недоставало в старой, из безотказного и вечно оправдывающегося слюнтяя вырастает до национального героя. В фильме нашлось место всему: восхвалению американской конституции и погибших во вторую мировую солдат, демонстрации старого Голливуда и его «кухни», высмеиванию злобных спецслужб и несправедливых судей. Драма как таковая не получилась. Несмотря на избыток американских ценностей, фильм не впечатлил ни зрителей, ни акул пера.


"Я люблю тебя, Филлип Моррис" (2008) реж. Гленн Фикарра, Джон Рекуа


Одной из самых интересных выходок Джима Керри можно считать его участие в скандальной драме «Я люблю тебя, Филипп Моррис», в буквальном смысле «в паре» с Юэном Макгрегором. Керри и прежде приходилось играть аферистов, но, если фоном для финансовых махинаций выступает гомосексуальная любовь между бывшими сокамерниками, это значительно усложняет актерскую задачу. Создатели фильма долго не могли найти прокатчиков для своего творения, но смелость, как говорится, города берет: фильм прогремел на весь мир и собрал огромную кассу. Керри и Макгрегору удалось каким-то образом отвлечь внимание от темы гомосексуализма как такового, ведь речь не о нем, а о настоящем, сильном чувстве между людьми. Идея, потрясающая сама по себе, реализована мастерски, повествование энергичное и живое. От актеров требовался профессионализм, и он продемонстрирован в полной мере: история любви получилась необычайно трогательной и красивой, а персонажи настолько забавными и яркими, что хочется пересматривать этот фильм снова и снова только для того, чтобы полюбоваться на них, отбросив все предубеждения.

                                                                                           

Джим Керри, конечно, не сможет никогда избавиться от своей славы комика, но возникает вопрос: нужно ли? Редкие драматические актеры умеют по-настоящему рассмешить, и редкие комики действительно растрогать или напугать. Керри теперь умеет все, в том числе с легкостью совмещать комедию с драмой. И пусть не всегда критики к нему благосклонны – его с завидным постоянством любит народ, а чего ещё желать артисту?


Елизавета Савостьянова



 

Рекомендуем

Любимый миллионами детей. Диснейленд
Всеволод Мейерхольд: последний парад революционера
ZA_ZA / FW 18/19
Виртуозы выбирают джаз
Михаил Пришвин. Певец русской природы
Копенгаген: маршрут на выходные
"Мой секрет в одержимости!" Интервью с Виктором Сухоруковым
Петр Павлов. Виды старой Москвы
Линия жизни Джонни Деппа, путь из безызвестности к всемирной славе
Ривер Феникс: живи быстро