Партнеры Живи добром

Кино. Классика. "Мечтатели"


Мечтатели


16 марта Бернардо Бертолуччи исполнилось 76 лет. За это время он успел снять около 25 фильмов, среди которых картины «Конформист», «Последний император», «Двадцатый век» и «Последнее танго в Париже». Бертолуччи известен как последователь Годара и Трюффо, а также Паоло Пазолини, чьим ассистентом он был на съемках фильма «Аккатоне». Одна из его поздних картин «Мечтатели» вышла на экраны в 2003 году. Своеобразный ностальгический романс о Париже 60-х годов прошлого столетия получил неоднозначную оценку критики и публики. 


Картина повествует о трех молодых людях: американце Мэттью (Майкл Питт) и близнецах Тео (Луи Гаррель) и Изабель (Ева Грин), которые знакомятся возле французской Синематеки во время акции в защиту Анри Ланглау. Окрыленные свободой мысли, слова, а также сексуальной свободой, у нее, по мнению героев, лицо Мэрилин Монро, они проводят время, угадывая сцены из фильмов, рассуждая о революции и войне и выполняя различного рода штрафные задания с целью расширить границы допустимого и приличного, воплотить в жизнь любую фантазию. Тогда, в 60-е, кино было более мощным средством массовой информации, чем сейчас. Именно в нем и была заключена истина, фильмы, как молитвы, знали наизусть.


Соединяя воедино кино и политику, герои ставят в один ряд Мао, называя его «гениальным режиссером», Трюффо и Годара. «Срежиссировать можно все», - считают они. «Да и жизнь, по сути, тоже фильм, который мы ставим здесь и сейчас, а значит – нужно действовать незамедлительно», - рассуждают герои, строя дома шалаш из штор и простыней. 


Говоря о том, как важен голос каждого, они, тем не менее, давно перестали ходить на пикеты и предпочитают бездельничать в квартире родителей. В конечном итоге оказавшись на улице, в толпе демонстрантов, Тео и Изабелла не прислушиваются к просьбе Мэттью, и протест против насилия опять сам порождает насилие. Да, важно было сказать свое слово, но не имеет значение то, какое, зачем, и к каким последствиям это приведет. Финальный аккорд оставляет горькое послевкусие разочарования, как в идеях героев, так и в самой концовке фильма, она получилась очень быстрой и скомканной. Монументальные теории героев, с которыми нас знакомит режиссер на протяжении почти двух часов, рушит одумавшийся в самом конце Мэттью, что выглядит весьма неубедительно. 


Что достойно восхищения в картине, так это ее стиль. Особое удовольствие доставят киноманам многочисленные отсылки к другим фильмам, и это не только сцены, которые загадывают и копируют герои, а также саундтрек, состоящий целиком из музыки к другим картинам, например, невозможно не узнать звучащую вначале тему из «400 ударов» Франсуа Трюффо. «Мечтатели» - идеальный путеводитель по кинематографу и по кино 60-х в частности. Это – уникальный шанс увидеть все происходившее тогда глазами человека, который сам был в центре тех событий. Потрясающая актерская игра и энергетика той атмосферы поразят каждого зрителя. «Мы одной крови…», - повторяют герои. Представляя фильм, Бертолуччи был уверен, что события, захватившие молодежь того времени, не оставят равнодушным сегодняшнего зрителя.


Бернардо  Бертолуччи на съемках "Мечтателей"


Надежда Афанасьева 




 

Рекомендуем

Искушения Святого Антония в истории искусств
Выставка Елены Киселёвой "Элегантный век" в музее русского импрессионизма
«Денег не будет», или о преимуществах птичьего языка («Свистуны» реж. Корнелиу Порумбойю)
Первый международный московский фестиваль «Зарядье»
Она идет в бой ("Мулан", реж. Ники Каро)
Кино. Премьера. Бэтмен против Супермена: На заре справедливости
Алексей Лосев: «Я не великомученик, а боец»
7 причин увидеть «Манхэттен» Вуди Аллена на большом экране
Гас Ван Сент. «Моя личная нирвана»
Сейдзи Одзава. По взмаху руки