Партнеры Живи добром

Кино. Личность. Искусство по Гайдаю


Александр Демьяненко и Леонид Гайдай на съемках


Сегодня так много со всех сторон говорят о китче и об иронии; восторгаются тонким интеллектуальным юмором Вуди Аллена или продолжают удивляться/спорить об особом подходе Энди Уорхола. Наши взгляды устремлены на Запад, по крайней мере, на Запад прошлого века. Но вольные размышления на эту тему не трудно отыскать даже в советском правильном кинематографе – в комедиях Леонида Гайдая, например.

Ему отдают почетное третье место в номинации лучший комедиограф следом за Рязановым и Данелией. Однако полюбившийся советской публике режиссер за истории о маленьких людях и их таких же незначимых в крупных масштабах, но важных локально жизнях, на самом деле, кажется, куда более глубоким в своем творчестве. Леонид Гайдай, умело снимая хорошее и простое кино об обывателе для обывателя, кажется, все же подкладывал второй план для тех, кто хочет копнуть глубже. А если же и не подкладывал, то для любителя найти новые смыслы комедиограф оставил достаточно пространства. И его кино может работать ровно так же, как и современное искусство – но дерзнет ли зритель поверить в подтекcты?

Все мы любим фильмы Гайдая за их речевую лаконичность и своеобразный юмор. Темпоритм комедий действительно стремительный, с одной перипетией нанизанной на другую.Добавить к этому мастерски освоенный кулешовский эффект монтажа – и уже становится ясным, почему кино комедиографа признано не только зрителем. Дальше – больше. Гайдай, снова обращаясь к неизменной американской киноклассике, с лихвой пользуется визуальными образами вместо слов. Недаром любимыми фильмами советского классика в детстве были чаплинские. Если же его герои и разговаривают, их фразы лаконичны и точно выверены. Никакой лишней болтовни – отсюда и причина того, что реплики гайдаевских героев растащили на пословицы-поговорки.

Но есть в этих комедиях о житейском и другое, постмодернистское. Заключаемое в отсылках, которых у Гайдая можно найти, если включить мнимое «здесь не может быть все так просто, раз это признанно в искусстве». Уже с первого взгляда манерная и чересчур театрализованная игра актеров напоминает о Чаплине и его эксцентричном образе. В «12 стульях» Бендера в одном из эпизодов постоянно чуть прихлопывают неимоверно тяжелые двери, ровно так же, как в клоунаде или цирке нарочно нелепые неудачи артистов смешат зрителя. Трюкачество и даже фокусничество – это некоторые из многих жанровых особенностей, присущих киноработам Гайдая. Проникаясь скоро проносящейся атмосферой кадров Гайдая, например, всего в одном из его фильмов - «12 стульев», можно найти много подразумевающегося, но не высказанного открыто. Здесь и легкий парижский водевильчик (в радужных мечтах Ипполита о будущем), и фольклор («секретный совет», созванный Бендером, очень напоминает круглый стол короля Артура). А если вглядеться в визуальный ряд «12 стульев», то вообще может статься так, что вычитаешь ироничные философские размышления. Тут и несчастье попа, с яростью разрывающего стулья на фоне бушующего моря – ну почти картина Эпохи Возрождения; и бренность человеческой корысти по сравнению с вечной природой – кадр с лунной дорожкой по воде ничем  не хуже «Ночи на Днепре» Куинджи. И все это в простой бытовой комедии народного любимца Леонида Гайдая?

Но если ловко у него получалось играть в кошки-мышки с цензурой, снимая вроде бы добротное воспитывающее кино о замечательных советских людях, в то же время второпланово иронизировать над идеям коммунизма. Ловко получалось пропагандировать чудесную устроенную жизнь советского человека и романтично показывать непривычные нашему зрителю заморские чудеса. И раз уж он сам такой умелый трюкач, то может и правда ловко у Леонида Гайдая получается вводить в заблуждение современного изысканного зрителя, будто бы намекая на вторые/третьи планы, а на самом деле дарить легкое вечное кино, но просто в смешении нескольких эксцентричных жанров.


Юрий Яковлев и Леонид Гайдай на съемках


Влада Лодеск



 

Рекомендуем

Кино. Классика. "В джазе только девушки" реж. Билли Уайлдер
Секреты успеха основателя компании Calvin Klein
Как увлажнить кожу в мороз?
«Ночь музеев – 2018» в Музее Востока
Кино. Личность. Владимир Хотиненко
Фонд «НАСТЕНЬКА»
Мэтт ЛеБлан. Роль, ставшая частью жизни
Умереть, успеть воскреснуть («1917», реж. Сэм Мендес)
Кино. Премьера. "Маленький принц"
На его спектакли шли, как на Серова, выламывая двери. Юрий Любимов