Кино. Личность. Владимир Хотиненко
Самое большое заблуждение сегодняшнего зрителя – уверенность в том, что в России хорошее кино не снимают со времен СССР. Каждый из нас гордится отечественным кино прошлого, обязательно упоминая при этом Эйзенштейна, Тарковского, Муратову. Сейчас почти все то, что ежедневно выходит в прокат делается с расчетом на массового зрителя, и как правило, не отличается глубиной мысли и серьезностью конфликта. А молодые российские режиссеры стараются удивить зрителя своей претенциозностью, делая что-то невероятно авторское, не имея при этом ни профессионального образования, ни нужных технологий, ни бюджета. И то, и другое, несомненно, имеет право на жизнь и всегда находит своего зрителя. Но есть люди, чье творчество и есть тот нерушимый пласт, который лежит в основе российского кинематографа. Режиссеры, получившие классическое образование ведущих киновузов страны, и которые сейчас учат молодое поколение киноспециалистов. В.В Меньшов, С.А Соловьев, А.В Рогожкин, А.Н Сокуров, А.Н Митта, А.С. Кончаловский, Н.С Михалков – список можно вести еще долго. Это фамилии тех, кто на протяжении многих лет делают качественное кино, которое никогда не станет массовым и всегда останется актуальным. Владимир Иванович Хотиненко - человек, чье творчество всегда привлекает внимание кинокритиков. Режиссер, отличающийся особой традиционностью формы и вкладывающий в эту форму сильнейшее содержание. Фильмы В.И Хотиненко отражают большинство общечеловеческих конфликтов – это истории о вере, жизни, одиночестве, героизме. Иногда, после надоевшего Голливуда, безумного арт-хауса, просто необходимо обратиться к кино такого плана – мудрому, профессионально сделанному и невероятно душевному. «72 метра» (2004)
История по мотивам рассказов Александра Покровского о гибели подводной лодки. Крепкая, реалистичная картина про погибших подводников «Славянки». Естественно, отечественный фильм-катастрофа кардинально отличается от экранной катастрофы западного производства. Главный акцент не на визуальной зрелищности, а на личности героев, за судьбами которых мы наблюдаем под водой и на суше. Не переборщив с долей патриотизма, чем часто грешат отечественные режиссеры, создатели умело поиграли на чувствах зрителя. Мрачное повествование о нелегкой службе российских подводников разбавлено лирическими отступлениями о частной жизни мужчин и едкими шутками из уст командира Янычара (Анлрей Краско). За счет такого контраста становится вдвое больнее наблюдать за последними часами экипажа «Славянки». Находясь лицом к лицу со смертью, 13 узников стихии продолжают шутить, поддерживать друг друга и до последнего надеются на помощь суши.
«Поп» (2009) В основу фильма лег почти неизвестный факт о деятельности Псковской православной миссии. Во время Великой Отечественной войны существовало духовное учреждение, задача которого была вернуть церковно-православную жизнь на территории, оккупированные Вермахтом. Главный герой фильма - протопресвитер Алексий Ионов (Сергей Маковецкий), имеет реальный прототип. Человек, которому пришлось сделать почти невозможное – возвратить веру в Бога, измученному войной, народу. Оказавшись в положении между немецкими оккупантами и советскими партизанами, герой пытался сохранить это хрупкое равновесие, в котором находилась православная церковь. Если почитать историю - с кем пришлось сотрудничать, а от чего пришлось отказаться, то становится понятной проблема фильма. Вообще тема противоречивая, сложная, малоизученная. Критики в штыки приняли эту картину, фильм не был успешен в прокате, да в отзывах зрителей часто можно услышать слова «предатель», «РПЦ» и «заказ». В любом случае, смотреть надо, как пример агиографии, редко встречающейся в российском кинематографе. Именно такое кино и дает почву для размышлений.
«Мусульманин» (1995)
Главный персонаж фильма (Евгений Миронов) – молодой мужчина, пробывший 7 лет в плену у моджахедов. По воле случая избежав расстрела, герой жил в чужой стране, приняв обычаи, нравы и веру чужого народа. В родную деревню Николай Иванов вернулся мусульманином. Чем ближе герой приближался к Аллаху, тем дальше отдалялся от своих родных. Действие происходит в камерном пространстве деревни, персонажей немного и каждый по отдельности играет свою роль в жизни Николая. А вместе жители составляют единую массу невежд и тугодумов, не способных принять то, что выходит за рамки принятых в селе норм. Но можно ли судить это неразумное деревенское племя? Ведь Николай попросту начал лезть в монастырь со своим уставом. То, что строилось годами, нельзя сломать за один день. И дело даже не в том, что Николай пытался убедить всю округу вероисповедовать мусульманство, просто герой пытался внушить жителям то, что жить надо по законам духовным, а не ставить на первое место удовлетворение естественных потребностей. Не смотря на то, что речь идет о самом святом, история развернулась страшная и несправедливая. В фильме множество сцен отображающие уклад деревенской жизни, где люди не живут, а выживают в этом хаосе - кровавые драки между героями, образ черта над рекой, удары по лицу иконами, доллары, плывущие по реке. В противовес этим сценам иногда возникает образ мусульманина в одиночестве читающего слова Корана над зелеными просторами родного края.
Маргарита Дубинина
|
Рекомендуем |