Косплей по-голливудски («Красавица и Чудовище», реж. Билл Кондон)
С 16 марта в российский прокат выходит еще одна версия сказки «Красавица и Чудовище». Излюбленный мотив в кино и мультипликации перетолковывался не один раз. Видимо, что-то в этой сказке, как и во многих других время от времени экранизируемых произведениях, до сих пор себя не изжило и продолжает оказывать чуть ли не магическое воздействие, заставляя кинематографистов вновь и вновь воссоздавать каркас известной истории, а зрителей – смотреть очередную экранизацию и оценивать удачность новой адаптации. Достаточно вспомнить, фильм Жана Кокто 1946 года. Спустя годы нетривиальная концовка ленты если не заставляет хорошенько задуматься над увиденным, то хотя бы удивляет и цепляет. В 2014 году в роли Белль мир увидел Леа Сейду, Чудовище и Принца сыграл Венсан Кассель. Как тому и подобает, Белль была трудолюбива, и сестры ее тяготились жизнью в деревне, мечтая поскорее выйти замуж. Но история Принца до рокового преображения отличается от вмонтированного в ДНК стараниями Диснея сказе о ссоре принца и феи. На совести Чудовища от Касселя лежит, помимо самовлюбленности, еще один грех. В отечественную мультипликацию знакомый сюжет просочился через сказку Сергея Аксакова «Аленький цветочек». Мультфильм 1952 года посмотрело не одно поколение. Настенька, как и французские красавицы, младшая сестра и выполняет большую часть домашних хлопот. Она скромна и смиренна. Совсем из другого теста вылеплена Белль из диснеевской мультипликационной ленты 1991 года. Эта девушка разорвала порочное родство с Золушкой и уже не прислуживает избалованным сестрам. Их у нее попросту нет. Она живет с отцом-изобретателем, читает книжки и мечтает увидеть мир. Через четверть века Эмме Уотсон посчастливилось воплотить на экране версию Красавицы из мультфильма 1991 года. В ее героине проявляется слегка едкая колкость и своенравность взамен достоинству мультипликационной предшественницы и ее обволакивающей женственности. Образ современной Красавицы прописан с нотками иронии. Зато она не отстает от своего отца и умеет конструировать различные приспособления, значительно облегчающие быт (еще один шаг в сторону от унижаемой сестрами труженицы а-ля Золушка). Сильнее в фильме акцентируется и стремление Белль увидеть мир. Она отвадит Гастона резче, чем нарисованная соратница, явно томясь в глубинке и не веря в то, что ей суждено прожить в деревне всю жизнь. «Красавица и Чудовище» 2017 года идет практически по следам диснеевского мультфильма. Ленту режиссера Билла Кондона можно назвать пересказом близким к тексту мультика, пересказом с обилием цитат и небольшими вкраплениями своего слова. Музыкальные номера по сравнению с мультфильмом в ленте ярче и масштабнее, они находятся на уровне бродвейских постановок. Не даром Кондон, правда, в качестве сценариста, трудился над мюзиклом «Чикаго» (2002). На каплю больше внимания в фильме уделяется второстепенным персонажам. Сценаристы рассказали о матери Белль, дали чуточку больше эфирного времени фее, проклявшей Принца, и отцу Красавицы, задержались на амурных терзаниях Люмьера. Жестче стал и ухажер Белль Гастон (Люк Эванс). На поверхность вышла нервозность Гастона, его самолюбие еще сильнее срослось с неуверенностью в себе. Люк Эванс обыгрывает как моменты смачного самолюбования отвергнутого красавца, так и секунды, когда его персонаж чувствует себя неуютно. Гастон получился рельефнее и многограннее Белль, в чьем характере в фильме отсутствуют полутона. К заслугам Уотсон надо отнести хотя бы то, что, несмотря на напрашивающуюся аналогию между книголюбкой Белль и Гермионой, актрисе удается развести этих персонажей и не дублировать в диснеевской сказке волшебницу из Хогвартса. Чудовище (Дэн Стивенс) в сопоставлении с мультипликационным монстром облагорожено: видимо, сценаристы не смогли себе представить, что умная девушка может влюбиться в безграмотное чудище. Но новые штрихи в характере Принца выводят из игры один из козырей Белль: разница между мужчиной, заколдованным другой женщиной, и молодой девушкой сводится к внешности и социальному статусу. Интеллектуально Белль и Чудовище более-менее уравнены. Стоит ли говорить, что напряжение в фильме сосредоточено не столько в развитии любовной линии, сколько держится на бессердечности Гастона и его отношении к отцу Белль. Но это вовсе не значит, что в версии сказки от Кондона есть попытки представить видение событий с точки зрения антагониста, как в «Малефисенте» (2014). Каждый персонаж, несмотря на дополнительные штрихи в образе и изменения в настроении, структурно остается на том же месте, что и в мультфильме. Поэтому однозначно ответить на вопрос «Отличается ли существенно фильм 2017 года от волшебной сказки из 1991?» нельзя. С одной стороны, даже долгожданный каминг-аут Лефу (Джош Гад) не создал принципиально новых углов в популярной истории. С другой – дьявол таится в деталях. Лента Кондона – двойник диснеевского мультфильма, а с двойниками всегда связано немало подводных камней. Визуально новая версия «Красавицы и Чудовища» приближена к мультику, но в ней аккуратно смещаются акценты, из отношений Белль и Принца в теле монстра уходит «очарование» неравенства. В фильме не столь важна «химия» между героями Уотсон и Дэна Стивенса, сколько истории становления как личностей каждого по отдельности и то, что их союз в итоге каждому даст. Елена Громова |
Рекомендуем |