Партнеры Живи добром

Лица истории («Подольские курсанты», реж. Вадим Шмелёв)


Саша Лавров (Артем Губин) и Митя Шемякин (Игорь Юдин) влюблены в одну девушку – красавицу Машу Григорьеву (Любовь Константинова), учащуюся на медсестру. С Шемякиным Маша, что называется, из одной песочницы: они вместе выросли и девушка в глубине души верила, что однажды он станет ее женихом. В детдомовца Лаврова Маша влюбилась без памяти и ничего не может поделать со своими чувствами. Куда бы вывел любовный треугольник молодых людей в мирных условиях неизвестно: на дворе октябрь 1941 года. Фашистские войска приближаются к Москве. Чтобы выиграть время и дождаться подкрепления, задержать противника отправляют курсантов Подольских пехотного и артиллерийского училищ. Саша и Митя вместе с однокурсниками идут на фронт.

Фильм «Подольские курсанты» режиссера Вадима Шмелёва основан на реальных событиях. Три с половиной тысячи подольских курсантов удерживали фашистские войска в течение двух недель и отступили только по команде руководства, когда задача была выполнена. Противник не испытывал проблем с провизией и с оружием. Орудия, доставшиеся в распоряжение курсантов, уступали немецким, что уж говорить о продовольствии. Две с половиной тысячи подольских курсантов не вернулись с боя.


«Подольские курсанты». Источник: «Централ Партнершип»


Для продюсера Игоря Угольникова фильм очень личный: во время съемок он нашел могилу своего деда, возводившего Ильинский рубеж. Некоторые герои ленты носят имена участников событий. Более того, команда фильма стремилась едва ли не к документальной точности при создании боев на экране и провела целое исследование, чтобы реконструировать боевые действия.

Фильм должен был выйти в прокат в мае ко Дню Победы, но из-за коронавируса его премьера была перенесена. В кинотеатрах «Подольские курсанты» появились ко Дню народного единства – празднику, приуроченному к изгнанию польских интервентов из Москвы в 1612 году.

Память о Великой Отечественной войне в нашей стране еще хранится на уровне семейных историй – не обязательно полных, во многих вместо утверждений больше догадок и пробелов, ведь не всегда домой возвращается тот, потребность говорить о ком живет на протяжении поколений. Да и вернувшиеся тоже по-разному относятся к идее рассказать о пережитом аде. Однако расставание с любимыми дедушками и бабушками очень часто оборачивается немым криком, желанием сохранить их имена как можно дольше в памяти – передать истории о них как самое драгоценное наследство своим детям. В конечном счете, Вторая Мировая сделала так, что для многих в нашей стране справедливо: каким бы человеком ты ни был, в твоем роду с огромной вероятностью найдется тот, кто на войне ценой своего здоровья/молодости/жизни выкупил твое право на существование.


«Подольские курсанты». Источник: «Централ Партнершип»


В этом отношении вполне понятно стремление современной российской киноиндустрии снимать фильмы о Великой Отечественной войне. Кино может сделать гораздо больше, чем скучный учебник по истории – оно способно подарить лица участникам сражений, способно зрителю дать эмоции, отряхнуться от которых в бессмысленной суете тяжелее, чем вычеркнуть из памяти цепочку дат, что приходилось учить в школе.

Хорошо, что страницы истории получают кровь и плоть в темных залах кинотеатров и о Великой Отечественной снимаются фильмы. Они хотя бы дают повод поговорить о родных людях, согреться в воспоминаниях о твоем личном герое, какими бы ужасными ни были годы его жизни, пришедшиеся на войну. Стилистически «Подольские курсанты» мало выделяются среди многих современных российских фильмов о Великой Отечественной. Лента построена на уже знакомых приемах – масштабные сражения, музыка с надрывом, мелодрама, актеры, играющие, как в сериалах на ТВ, и патриотизм. На эксперименты с киноязыком создатели фильма не отважились, но в архивах порылись и обстреляли фашистские танки в соответствии с задокументированным расположением артиллерийских орудий.

«Подольские курсанты» в прокате с 4 ноября.


Елена Громова



 

Рекомендуем

"Я стал творить; но в тишине, но в тайне", - немаленькие трагедии Антонио Сальери
Красота против отчаянья ("Призрачная красота" реж. Дэвид Фрэнкел)
Гениальный и самоуверенный — биография Жан-Поля Готье.
Кино. Премьера. «В сердце моря»
Арми Хаммер: Прекрасный принц о неконтролируемом мужском эго
Выставка. Инструкция по применению
Зачем нужны музыканты, если есть искусственный интеллект?
Российско-итальянский кинофестиваль RIFF 2016
67-й Берлинский кинофестиваль. "Логан", режиссер Джеймс Мэнголд
Оскар за платье для Золушки