Партнеры Живи добром

Любовь Полищук – актриса с несоветским лицом


«На самом деле она была женщиной с тысячью лиц! Невероятно красивая на экране, она не боялась выглядеть смешной или нелепой. Зрителей покоряла естественностью и взрывным темпераментом. Яркая, экстравагантная, неповторимая... Любовь Полищук!»


Любочка родилась в семье простых тружеников, мама работала швеей, отец был строителем на железной дороге. Они очень хотели, чтобы дочка стала инженером, получила «надежную» профессию. Но у девушки были другие планы на жизнь – стать актрисой! С самого детства Люба была очень талантливой – уже в школе она начинает петь. Как только ей исполняется 16, решает приехать в Москву: попытать свое счастье! С поезда сразу мчится в ГИТИС – главный театральный институт страны, но там экзамены уже закончены. Чудом успевает подать документы в училище им. Щукина, но и здесь ее ждет разочарование – Любовь Полищук не нравится приемной комиссии – слишком уж провинциальна. Но будучи не только очень талантливой актрисой, но еще и целеустремленным и упорным человеком, спустя какое-то время она все-таки находит себе «пристанище»: юное дарование принимают в Мастерскую Эстрадного искусства! 


Любовь Полищук


Юлиан Малакянц вспоминает: «Она всех покоряла своей внешностью и харизмой, которая была заметна в каждом ее жесте и взгляде... Эмоциональная, быстро на все реагирующая, с замечательным чувством юмора». 


После окончания в 1967 году Всероссийской творческой мастерской эстрадного искусства начинающая артистка делает свои первые шаги: выступает на эстраде. Но в мечтах у нее большое кино! Любовь Григорьевна упорно пытается попасть на экран. Не жалея сил, постоянно ходит на пробы, везде оставляет свои фотографии... И – безуспешно. Режиссеры замечают ее, но не берут: проблема в том, что она очень яркая и неординарная! И, скажете вы, это же хорошо! Но у медали всегда две стороны: для небольших ролей она не подходит, так как будет слишком выделяться, а для главных – очень уж экзотична. 


Судьба любит упорных и улыбается лишь тем, кто точно знает, чего хочет. В 1975 году Л. Полищук становится известной: сыграв 2-минутный эпизод в фильме Захарова «12 стульев», актриса запоминается всем! И зрителям, и режиссерам! Это был фантастически чувственный и страстный танец с Остапом Бендером, роль которого исполнил Андрей Миронов! После этого «лед тронулся», Л. Полищук начинают приглашать на съемки. 


В 1977 она начинает играть в детективе «Золотая мина». Из воспоминаний Евгения Татарского, режиссера фильма, Любовь оказалась на съемках, буквально, по воле случая! Когда картина была уже в производстве, режиссеру не хватало одной актрисы, которую должна была сыграть невысокая, маленькая блондинка. Какого же было удивление Е. Татарского, когда он увидел пришедшую на пробы Любовь Полищук, которую уж никак нельзя назвать «невысокой блондинкой». Однако время поджимало, и режиссер утвердил ее на роль Ларисы. Впоследствии он признавался, что какое-то время сомневался в профессионализме Любови, которая на тот момент работала в «Мюзик-Холле» и не имела никакого опыта и должного образования. Кстати, в «Мюзик-Холле» актриса заявила о себе с начала 70-х, колесила по всему Советскому Союзу, пела, танцевала, читала монологи, в общем, делала все, что было принято в эстрадном жанре. 


Любовь Полищук


На экране Л. Полищук играла, в основном, смешных и забавных персонажей и делала это очень легко и непринужденно. Режиссеры по максимуму использовали ее такое редкое женское амплуа: «клоунесса». О ней говорили: «Ей было все по силе, но просто так сложилось, что комедийный жанр в ней присутствовал больше. Это жанр, в котором нужно проявлять эмоции. И эти эмоции в ней были». 


В 1979 году Полищук играет в еще одном известном фильме «Приключения принца Флорезиля». Режиссер был для актрисы не новый: Евгений Татарский. В этой картине Любови предстояло сыграть изысканную мадемуазель Жаннетт. Интересно то, что часть фильма снималась в Сочи, а затем съемочная группа переезжала в Ленинград. Актриса же отпросилась у режиссера остаться на несколько дней у моря, Е. Татарский был не против, но только с одним условием: загорать исключительно под зонтом и беречь цвет кожи лица. Л. Полищук выполнила свое обещание. Но когда приехала в Ленинград, случился один конфуз. Платье, в котором должна была продолжать сниматься актриса, было с очень глубоким декольте, и гримеру пришлось изрядно потрудиться, чтобы замазать следы от купальника, о котором никто не подумал. Современное по тем временам «бикини» оказалось более закрытым, чем платье французской модистки.


Мужчины, глядя на Любовь Полищук, искренне восторгались и говорили даме тысячи комплиментов, дарили подарки, красиво ухаживали. Однажды один из поклонников, исполняя просьбу своей возлюбленной, прилетел за актрисой на вертолете! Прямо на съемочную площадку! Про нее говорили: «Это же советская София Лорен» - кто-то с завистью, а кто-то с искренним восхищением.  Игорь Скляр вспоминает: «Она была из тех женщин, к которым боялись подойти… Уж больно хороша». Правда, сама актриса не разделяла мнения окружающих и не считала себя истинной красавицей, относившись  к своей внешности с долей скептицизма. Например, она стеснялась своего высокого роста, смущалась, выбирая обувь в магазине: у нее был 43 размер ноги! Так же существовало мнение, что у Любови Полищук – лицо несоветской женщины! Из-за этого ей даже отказывали некоторые режиссеры на пробах, и около 6 лет она не играла в кино. 


Любовь Полищук


Но, вернувшись на экран в 1989 году, актриса сразу начинает сниматься в главном фильме перестройки «Интердевочка» в роли Зины Мелейко.  Режиссером этой картины является П. Тодоровский, который смог в своем произведении затронуть все самые запретные темы советского общества. Но, несмотря на всю «аморальность», фильм имел оглушительный успех. Правда перед съемками возникла одна проблема: режиссер не имел ни малейшего представления о жизни и нравах путан. Но он нашел выход из ситуации: беседовал со «жрицами любви», пытаясь узнать о них как можно больше. И однажды на такую беседу пришла красивая женщина, к тому же кандидат химических наук... Выслушав ее историю, режиссер был потрясен до глубины души: так вышло, что муж бросил бедняжку с двумя детьми, денег совсем не было и после долгих поисков хоть какого-то заработка, обстоятельства вынудили девушку пойти на панель. Она шла туда с целью накопить 100 000 рублей,  а затем уйти в науку. В результате именно эта женщина и стала прототипом героини Любови Полищук. 


В 1990 году Иосиф Райхельгауз решает ставить спектакль «Пришел мужчина к женщине» по пьесе Семена Злотникова «Мужчина и женщина». Героя должен был играть Альберт Филозов, а вот с героиней возникли трудности: никто не нравился режиссеру. И вот однажды, он знакомится с Любовью Полищук, которая сразу же покоряет сердце И. Райхельгауза. Актрисе предстояла сложная задача: за 2.5 часа нужно было показать все чувства и эмоции, которые женщина испытывает к мужчине за целую жизнь – и у нее это блестяще получилось!  Из воспоминаний самого режиссера: «очень ценно, что она не играла в жизнь, не придурялась, не строила из себя некую диву. Она была очень живым и земным человеком». 


Любовь Полищук


Именно с этого спектакля  начал свое существование театр «Школа современной пьесы», которому Л. Полищук отдала немало сил и времени, вложила частичку души в каждую из сыгранных ролей. В 1992 году И. Райхельгауз начинает работу над спектаклем «А чой-то ты во фраке?». По его задумке главной героине, которую придется сыграть Любови Полищук, предстоит выходить на сцену на пуантах! Но эта новость нисколько не пугает 40-летнюю женщину, и она уже через неделю становится «балериной». Как вспоминал режиссер: «естественно, все это было смешно, нелепо, но Любовь – это такая артистка, которая хочет услышать, узнать, попробовать что-то, что она не пробовала раньше». Зрители были в восторге!


В начале 21 века Любовь Григорьевна находится на пике своей карьеры. Но она не жалеет себя – работает на износ, буквально сутками! И этому есть причина: скоро у нее с Сергеем Безруковым премьера - нужно играть новую постановку! Но по трагическим обстоятельствам, спектакль чуть не пришлось отменить… Любовь Полищук попадает в страшную аварию, повлекшую за собой непоправимое…Заработав серьезнейшую травму – смещение шейных позвонков, актриса, пренебрегая наставлениям врачей, все равно рвется на сцену. Выступает Народная артистка России в специальном корсете, с каждым разом – ей дается это все труднее. Силы постепенно покидают женщину.  


Но на съемках в комедийном сериале «Моя прекрасная няня», роль в котором стала для актрисы последней, у нее словно открывается второе дыхание. Маму Любу в ее исполнении обожала вся страна... Последние эпизоды снимали уже без участия Л. Полищук, она лежала в клинике. На финальную сцену Любовь Григорьевна все-таки приехала и как всегда, улыбалась коллегам. Борис Смолкин, играющий дворецкого Константина, вспоминает: «Она старалась никакого дискомфорта на съемочной площадке никому не устраивать. Единственная фраза ее, которую она мне сказала на ухо, когда мы снимали один из последних эпизодов, была такой: “Боря, можно я буду сидеть в этой сцене”».


Любовь Полищук


Она была неповторимой и уникальной... Вот уже практически 10 лет ее нет с нами, но теплая память надолго сохранится в сердцах миллионов зрителей. Закончу статью, пожалуй, такими искренними и сердечными словами Альберта Филозова, человека, с которым Любовь Полищук сыграла ни одну роль: «Я боюсь, что такие актрисы появляются нечасто, это очень редкое явление, редкое создание такой жизни и искусства. Она и красива, и талантлива, она и с юмором, она и трагическая... Всякая. Я больше такой не видел актрисы».

 


Евгения Фалькович



 

Рекомендуем

World Corporate Golf Challenge
Генрик Сенкевич: «Счастье там, где человек его видит»
Кино. Классика. "...А зори здесь тихие"
Самые знаменитые библиофилы. Кто они?
В публичном доступе («Коммивояжер» реж. Асгар Фархади)
То, чего вы не знали о Галине Улановой. ТОП-10 интересных фактов
Татьяна Самойлова: «Я – счастливый человек»
Кино. Личность. Жан-Пьер и Люк Дарденн
Николай Носов: «Любовь к детям как генеральная черта характера»
Михаил Державин. Нежный актёр с юмором