Партнеры Живи добром

Люк Бессон: ни дня без сюжета


Люк Бессон родился в Париже 18 марта 1959 года, но детство провел на средиземноморских курортах Италии, Греции и Югославии. Его родители были инструкторами по подводному плаванию. Семья Бессона вернулась во Францию в 1969 году, а вскоре мать и отец 10-летнего Люка развелись. В детстве Бессон увлекался подводной фотосъемкой, дайвингом и мечтал в будущем быть инструктором, как родители, а еще работать с дельфинами. В 17 лет Люк Бессон получил серьезную травму во время погружения, и врачи запретили ему заниматься любимым делом. Перед юношей встал вопрос выбора будущей профессии. По словам самого Бессона, он взял карандаш и бумагу и стал выписывать в левой части листа то, что он умеет делать, а в правой, то, что не умеет. Левый столбик, состоявший из двух пунктов – писательство и фотография, оказался гораздо короче правого.


Люк Бессон


Так появилась идея снимать кино. Знакомый ассистента режиссера на съемках фильма провел Бессону экскурсию по съемочной площадке. На другой день Люк Бессон бросил школу и решил посвятить свою жизнь кино. Юноша переезжает в Париж и берется за любую работу на киностудиях и дорастает до ассистента режиссера, снимает несколько короткометражек и рекламных роликов. В 19 лет Люк Бессон пытает счастье в Голливуде, но не добившись успеха за океаном, через три года возвращается в Париж. Дебютом в полнометражном кино для Бессона становится черно-белый постапокалиптический фильм «Последняя битва» (1983), основанный на его короткометражке «Предпоследний» (1981).


Люк Бессон выступил продюсером, сценаристом и режиссером этой картины. С этого же фильма начинается успешное и многолетнее сотрудничество режиссера с актером Жаном Рено и композитором Эриком Серра. В 1985 году выходит «Подземка» с Кристофером Ламбертом в главной роли. В этой картине уже четко прослеживается фирменный стиль Бессона – смесь напряженного, захватывающего действия и мелодраматизма. Фильм был хорошо принят европейским зрителем и получил несколько номинаций на премию «Сезар».


Люк Бессон

 

Мировой успех пришел к Бессону после картины «Никита» (1990). В центре сюжета женщина спецагент Никита в исполнении Анн Парийо, на тот момент супруга Люка Бессона. Сразу же после выхода фильм приобретает статус культового. Ошеломительный успех во всем мире порождает несколько ремейков и множество подражаний. Многие критики считают «Никиту» вершиной творчества Бессона. На доходы от фильмов «Голубая бездна» (1988) и суперприбыльной «Никиты» Люк Бессон, как дань уважения своей несбывшейся детской мечте, снимает документальный фильм «Атлантида» (1991), повествующий об обитателях океанов: китов и дельфинов.


На основе второстепенного персонажа Жана Рено из фильма «Никита» Люк Бессон за 30 дней пишет сценарий к картине «Леон»: о дружбе хладнокровного киллера с добрым сердцем Леона и девочки Матильды, оставшейся без родителей. Безупречный полюбившийся зрителям режиссерский стиль Бессона и великолепные актерские работы Жана Рено, Натали Портман и Гари Олдмана обеспечили фильму «Леон» мировое признание. 


В 1997 году выходит фантастический блокбастер «Пятый элемент» с Милой Йовович и Брюсом Уиллисом. Кстати, сюжет этого фильма Бессон придумал еще в юности. За «Пятый элемент» Люк Бессон получил премию «Сезар» за режиссуру.


Люк Бессон

 

После исторической драмы «Жанна д’Арк» (1999) Бессон оставил режиссуру на 6 лет. Он сконцентрировался на написании сценариев и продюсерской деятельности. Как продюсер, Люк Бессон ответственен за такие популярные франшизы, как «Перевозчик», «Такси», «Заложница», «13-й район». В общей сложности Бессон спродюсировал чуть больше сотни картин. Писать режиссер начал еще в детстве. В одном интервью он сказал, что сюжеты постоянно приходят ему в голову и ему ничего не остается делать, как записывать их. 


Страсть к писательству привела Люка Бессона к созданию серии детских книг «Артур и минипуты», которые он потом с успехом экранизировал. В режиссуру Люк Бессон вернулся в 2005 году с черно-белой фантастической мелодрамой «Ангел-А». 


Люк Бессон продолжает фиксировать свои многочисленные идеи и сюжеты на бумаге и пленке на радость всем почитателям его таланта и просто любителям хорошего кино по всему миру. 

 

  

Михаил Мосягин



 

Рекомендуем

Как мальчик стал мамой: моноспектакль «Семен» (Фестиваль моноспектаклей SOLO)
«Плачущие утешатся»: российские деятели культуры о ситуации в Беларуси
Как кошка на автостраде: премьера комедии «Добро пожаловать в Рим» на V русско-итальянском кинофестивале RIFF
Простая геометрия Кардена
Viva, Римма!
Французское кино. Нетипичные истории любви
БСО им. П. И. Чайковского выступит на родине Бедржиха Сметаны
Теодорос Ангелопулос. Время, границы, молчание, история, современность
Как менялась архитектура городов. История стилей
Кино. Свободный и безумный Мэл Гибсон