Мишико Калатозишвили или Мистер Кинемато-Граф
Мишико Калатозишвили, в дальнейшем ставший известным как Михаил Калатозов, родился 28 декабря 1903 года в Тифлисе. Он происходил из старинного княжеского рода Амиреджеби. Семья была очень начитанная и интеллигентная. О его детстве и юношеских годах почти ничего не известно. Будучи современником зарождения киноиндустрии, он был восхищён магией кино. В 20 лет молодой человек начал работать на Тбилисской киностудии, был шофёром, киномехаником, монтажёром, ассистентом оператора, непосредственно оператором, актёром, режиссёром и, наконец, директором.
Калатозов проявил себя и как талантливая творческая личность, и как увлечённый, преданный делу административный работник. Застав развитие немого кино от величия до угасания, переход к звуку и цвету, он прошёл путь с самых низов до вершины карьеры. Работал на Ленфильме и Мосфильме. В качестве представителя Кинокомитета побывал заграницей в 1943–1945гг. Ему довелось руководить Главным Комитетом по производству фильмов и даже подняться до должности замминистра кинематографии СССР. Кем бы ни работал Калатозов, на какие бы высоты карьерной лестницы ни поднимался – всё равно душа его тянулась к режиссуре. Советский Союз – это время общего, массового и агитационно-воспитательного во всех сферах человеческой жизни, в том числе и в кино. В каждом из субъектов СССР имелись свои кинокомпании. Отделения в большинстве случаев открывались как студии кинохроники, но с развитием жанра стало прорабатываться игровое и художественное кино. Так произошло и с «Грузия-фильм» или Тбилисской киностудией, в стенах которой вырос Михаил Калатозов.
Как режиссёр Михаил Константинович снимал в основном документальные, политически-направленные или военные фильмы, драмы, а также серьёзные картины о героях. Таковы «Соль Сванетии», «Валерий Чкалов», «Непобедимые», «Заговор обречённых», «Я — Куба». В работе Калатозов сотрудничал со знаменитым в киношных кругах Сергеем Урусевским. Вместе они составляли невероятный творческий тандем. Михаил Константинович – режиссёр единственного фильма в истории советского кинематографа, завоевавшего Золотую Пальмовую ветвь на престижном фестивале в Каннах. Этой награды в 1958 году удостоилась картина «Летят журавли» по пьесе Виктора Розова. В ней повествуется об этическом выборе в критической ситуации, о войне как личной трагедии двух молодых людей. «Если я честный – я должен» — главная мысль фильма и девиз поколения шестидесятых и самого великого режиссёра.
Закостеневшие в предрассудках люди ругали Калатозова за насаждение буржуазного модернизма, за потакание капиталистической публике. А он ездил за границу исключительно для искусства: обучения новым приёмам, технике, популяризации советского кино и продвижения коммунистических идеалов. Так был снят советско-итальянско-британский фильм «Красная палатка» с Шоном Коннери, Питером Финчем, и Клаудией Кардинале. Женат Калатозов был один раз, на итальянке Жанне Валаци. Потом были ещё две большие страсти – актрисы Елена Юнгер и Лидия Смирнова, но здесь до брака так и не дошло. Сын Георгий и внук Михаил-младший пошли по стопам своего знаменитого родственника, оба стали режиссёрами. Михаила Константиновича Калатозова знавшие его люди характеризуют как неразговорчивого, сдержанного, скрытного, стеснительного, даже робкого, себе на уме человека. Но в работе он становился смелым, настойчивым,требовательным и упорным. Именно эти качества помогли ему получить звание Народного артиста СССР и остаться в памяти потомков навсегда.
Мария Игумнова
|
Рекомендуем |