Партнеры Живи добром

На пуантах («Большой», реж. Валерий Тодоровский)


"Большой"


Владимир Потоцкий (Александр Домогаров) привез свою юную ученицу Юлю Ольшанскую (Екатерина Самуйлина) из маленького городка поступать в хореографическое училище. И привез довольно поздно, вступительные испытания к их приезду шли полным ходом, правда, встреча в коридоре учебного заведения с Белецкой (Алиса Фрейндлих) меняет дело. Преподаватель и в прошлом прима-балерина переживает, что давно у нее не было выдающихся учеников, и ныне спившийся, но когда-то блистательный танцор уговаривает ее посмотреть на талантливую девчонку: Юлю допускают к экзамену. Будни детей, мечтающих попасть в Большой театр, подростков, готовящихся к взрослой жизни, и тех, кто в Большой все-таки попал, прилагаются в интерпретации кинематографистов.

Валерий Тодоровский не стремится выстроить историю Ольшанской и ее окружения в точном хронологическом порядке. О том, откуда именно приехала покорять столицу Ольха, зритель узнает не сразу, не сразу режиссер и сценаристка Анастасия Пальчикова расскажут о семье девушки и о том, как родители относятся к ее переезду в Москву. Фрагменты из прошлого уже повзрослевшей Юли (Маргарита Симонова) вскроются после того, как девочка успеет показать характер.

Юля как центральный персонаж фильма далеко не та, кому сопереживаешь, за чьим развитием и становлением в профессии хочется наблюдать. Она, мягко говоря, не положительный герой, сотканный исключительно из гладких шелковых нитей, а потому и не приторно жалкий. Девушка хамит преподавателям, да и хорошей подругой ее не назовешь: проявление человеческой доброты ей неприятны, как болезненна теплая вода для замерших пальцев. Ольха эгоистична и быстро привыкает к покровительству легендарной Белецкой, отстаивающей подопечную перед начальством в лице Унтиловой (Валентина Теличкина). Представление Юли о профессии тот случай, когда человек довольствуется природными данными и не сам выстраивает свою жизнь, а приспосабливается к той ситуации, в которую заброшен, и отчаивается, когда жизнь не соответствует ожиданиям. На большее у Ольшанской, видимо, не хватает сил.

Гораздо ближе к статусу положительного персонажа у Тодоровского оказывается Карина Курникова (Анна Исаева в роли взрослой балерины, Анастасия Плотникова сыграла Карину в детстве), закадычная подруга Юли. Для Карины Большой театр – заветная мечта с малых лет. У девушки нет тех проблем (с головой и деньгами), которые время от времени заставляют Ольху совершать нелепые поступки, зато есть обеспеченная семья, мама, вкладывающая всю себя в будущее дочери, и страстное стремление стать балериной. В «Большом» именно Карина ожидаемо правильная, готовая идти на жертвы ради балета. Оскомина от ее правильности и сумрачной красоты не набивается из-за того, что в центре повествования у Тодоровского остается Юля с нелепыми и непонятными выходками. То она опоздает на репетицию выпускного спектакля из-за того, что проспала в объятьях какого-то парня, то уйдет с самого спектакля (видимо, сильно надеется на Белецкую и свой прыжок), недальновидно выбрав вместо призрачно-лучезарного будущего прозаичный способ искупления взлелеянной прошлым вины.

С дисциплиной у Ольшанской в фильме Валерия Тодоровского большие проблемы. Ольха совсем не похожа на стойкого солдатика, идущего к цели, забыв о боли. И хоть отношение Юли к учебе настораживает, мы не те, кто может сказать, допустимо ли подобное поведение в стенах хореографического училища без серьезных последствий для ученицы. Плюс в мире кинематографа свои правила, и кино не обязано до малейших подробностей копировать быт. И то, что Ольха, в противовес Карине, концентрируется не столько на балете, сколько на себе, не делает ее, по крайней мере, пресной.

В «Большом» нет бросающейся в глаза одержимости балетом и притязаний на то, чтобы показать на экране красоту и легкость танца, за которым стоят титанические усилия. Фильм сосредоточен на человеческих судьбах, необдуманные решения и эмоциональные порывы в нем играют большую роль, чем искусство. Истории своих балерин Тодоровский рисует мягко, без стекла в пуантах, но с юмором, так, что фуэте на спор и подшофе выглядит вполне забавно.

"Большой" в кино с 11 мая.


"Большой"


Елена Громова


 

Рекомендуем

Юлия Купинская: "Мода, как искусство, мне дороже всего"
Полезный совет от Артура Шопенгауэра
Триумфальная кантата Карла Орфа
Кино. Личность. Ксавье Долан
World Corporate Golf Challenge приветствует олимпийский сезон
Всё, что вы хотели знать об архитектуре ар деко, но боялись спросить
Родом из «Республики ШКиД». Леонид Пантелеев
Анонс. Comic Con Russia 2016
«Птица Спасенья» Лидия Вертинская
Выставка «Валентин Серов. К 150-летию со дня рождения»: почему это так важно и интересно?