Партнеры Живи добром

Неоновая пытка («Вечный свет», реж. Гаспар Ноэ)


«Вечный свет» Гаспара Ноэ людям с эпилепсией и чувствительностью к световым эффектам лучше избегать – сохраните нервы и здоровье. По крайней мере, последние минут десять – чистый ад: Ноэ врубает стробоскоп, быстрые вспышки света неоновых цветов появляются на экране и разрывают уютную темноту зала. Страдают все: актеры мучаются в кадре – их изводит пульсирующий свет; зрители мучаются в мягком кресле – пульсирующий свет изводит и нас. Удивительный аттракцион.

Кино как игра света у Ноэ достигает критической отметки: «Вечный свет» ведет себя агрессивно. Свет вторгается в тело, действие на экране приковывает к месту, и сомкнутые веки или стыдливо отведенный от экрана взгляд не помогут. Свет вездесущ и сильнее тоненькой плоти, спасающей глаза от пыли и помогающей сбежать от тяжести дня – уснуть.


 «Вечный свет». Источник: «A-One Films»


Ноэ не первый и не последний режиссер, кто пользуется подобным приемом. «Тельма» Йоакима Триера также воздействовала на тело зрителя при помощи мерцания. Как и «Вечный свет», фильм норвежского режиссера выстраивался вокруг фигуры ведьмы. Триер робел перед мощью главной героини и завороженно следил, как она осознает свои силы и освобождается от пут, навязанных пугливым обществом. Ноэ наглее. Стробоскоп у него выходит из-под контроля на съемках фильма о ведьмах. И благоговейного ужаса перед ними «Вечный свет» не испытывает. В фильме ведьмы – мученицы актрисы, приговоренные к пыткам ради эффектного кадра или из-за прихоти режиссера, нервов продюсера, да и мало ли еще из-за чего.

Съемки – опыт некомфортный, травматичный, твердит «Вечный свет». Ноэ не то шокирует, не то по-учительски напоминает: кино получается не благодаря отлаженной работе и взаимовыручке, а каким-то чудом (и чудом иногда злым). Ибо как иначе назвать рождение фильма в змеиной яме, где личность режиссерки и актрисы стирается из-за страхов потерять деньги, недоверия женскому чутью и желанию измучить так, чтобы боль не пришлось играть? До поисков новой этики тщеславный оператор и взвинченный до предела продюсер – персонажи в фильме Ноэ – пока не добрались.

Мучениц во имя кино воплощают Беатрис Даль и Шарлотта Генсбур. Ноэ делит экран на две части. Одну отдает Даль – она играет режиссерку-дебютантку и опытную актрису. Другая – в распоряжении Генсбур, ей тоже предстоит сыграть актрису – главную в фильме коллеги. Отделить персонажей Даль и Генсбур от них самих трудно – импровизация дает свободу творить что угодно и жестко привязывает к себе самой. Их болтовня перед началом съемок дебюта героини Даль –размышления о сексуальности и трудностях, с которым часто сталкиваются актрисы.

До того, как лента Ноэ дотянется до стробоскопа, фильм даже немного рассмешит. Две половины экрана также успеют перефокусировать внимание и создадут эффект суматохи – зашкаливающее напряжение одних и пофигизм других перед командой «Мотор».


 «Вечный свет». Источник: «A-One Films»


Фильм снимался в рамках проекта Yves Saint Laurent. На рекламу модного дома лента в 50 минут не похожа. Ноэ говорит о кино посредством кино, не чурается цитат (упоминает Годара, Дрейера, Фасбиндера и др.), утрирует, откровенничает и выставляет на всеобщее обозрение производственный процесс (не всегда с хорошей стороны). Но как бы ни были остры и оправданны его пики в сторону киноиндустрии, провокатору самому не скрыться – он любит кино, ирония «Вечного света» тому подтверждение.

«Вечный свет» в кино с 19 ноября.


Елена Громова



 

Рекомендуем

Ольга Спесивцева. «Между мечтой и действительностью»
Андрей Миронов. Не тратьте жизнь впустую
Плейлист для чайников: что такое «соул» и почему люди слушают чужой «шепот под музыку»
Чтобы танцевать, как Павлова, нужно быть Павловой! Полная тайн жизнь легендарной балерины
С низов до вершин: как Марио Тестино начал снимать всю королевскую семью
Российские дизайнеры проведут акцию против СПИДа
Выживет умнейший («Джентльмены» реж. Гай Ричи)
World Corporate Golf Challenge приветствует олимпийский сезон
Гражданин Ефремов
Лопе де Вега. «Феникс испанского остроумия»