Первый Каннский кинофестиваль: жизнь будет прекрасна, как в кино
Мир кинематографа уже более ста лет завораживает человечество. За это время хороший фильм стал таким же полноправным произведением искусства, как живописное полотно или музыкальное произведение. Зритель наслаждается фильмом, погружается в его реальность, наблюдает за разворачивающейся перед ним историей. Этот опыт ему дарят множество людей – режиссеры, сценаристы, операторы, актеры… Все они стоят по ту сторону экрана, через который к зрителю проникают их идеи, чувства, мастерство и долгие часы кропотливой работы, образующие в конечном итоге кино.
Наивысшей наградой для кинематографистов является не только удовольствие зрителей, но и признание со стороны справедливых критиков и собратьев по цеху. Такое признание выражается в кинопремиях, количество которых на сегодняшний день огромно. Одной из самых известных, престижных и желанных для любого представителя мира кино можно назвать Золотую пальмовую ветвь Каннского кинофестиваля. В этом году на Лазурном берегу прошла 68-я по счету церемония награждения самых ярких, талантливых и непревзойденных кинематографистов мира. А началось все в далеком 1946-м году…
На самом деле годом задумки нового кинофестиваля в ничем не примечательном французском городе Канны был 1938. Это было время расцвета нацистских и фашистских идей, которые проникали из политики в культуру, перекраивая искусство на свой лад. Политизированная предвзятость не могла обойти стороной совсем еще юный, но уже обещающий изменить мир кинематограф. Это особенно возмутило европейских кинематографистов после Венецианского кинофестиваля, когда главные призы взяли лента любимого режиссера фюрера Лени Рифеншталь «Олимпия» и фильм Витторио Муссолини, сына дуче, «Пилот Лучано Серра». Было ясно, что жюри фестиваля необъективно в своих суждениях, и между судьей и фильмом заняла место политика. Желание повлиять на ситуацию и видеть в кино произведение искусства, а не новый канал пропаганды воцарившихся в Италии и Германии режимов привело к основанию нового международного кинофестиваля. Проект был одобрен министром образования Франции Жаном Зэйем, а в качестве площадки для проведения новой церемонии был выбран приморский город Канны. Проведение первого Каннского кинофестиваля во главе с почетным председателем жюри в лице отца кинематографа Луи Люмьера было запланировано на сентябрь 1939 года. Но разразившаяся именно в этом месяце и этом году Вторая мировая война накрыла собой Европу.
Однако идея проводить Каннский кинофестиваль не была похоронена войной. После победы в 1945 году французы вновь занялись этим проектом. Тот факт, что Канны представляли собой руины, то есть не самое подходящее место для торжественного праздника, не помешал состояться первой блистательной церемонии вручения наград лучшим кинематографистам. Это было 20 сентября 1946 года, день, когда небольшой безликий городок на Лазурном берегу превратился в Мекку для создателей и любителей кино. После войны такое торжество стало глотком свежего воздуха, стимулом к творчеству и поднятию киноискусства на новый уровень. Для французов новый фестиваль был способом поднять национальную культуру в глазах иностранцев и привлечь новые потоки туристов. Другими словами, ужасы войны остались позади, а впереди до самого горизонта простиралась новая жизнь, и она обещала быть прекрасной, как кино.
В тот день доселе спокойный южный город Канны заполонили кинематографисты буквально со всего мира – русские, итальянцы, англичане, американцы, датчане, аргентинцы, мексиканцы, индусы и многие другие. Они с гордостью представили на суд жюри 52 полнометражные и более 70-ти короткометражных лент. Честь открывать новый кинофестиваль была предоставлена документальной картине советского режиссера Юрия Райзмана «Берлин», снятой в 1945 году. Благодаря превосходному переводчику зрители сумели в полной мере понять этот фильм, повествующий о решающей битве с нацистской Германией и освобождении Европы от кровавого гитлеровского режима. Открытие фестиваля именно этой кинолентой было весьма символично. Это было своеобразное прощание с ужасами и страданиями, обещание помнить о них и о том опыте, которые они дали человеку. Успех фильма был невероятным, что подтверждает цитата из французских газет того времени: фильм о взятии Берлина «граничит с галлюцинацией. Снимки с натуры смонтированы с удивительной простотой. Взрывы от залпов 22 000 освещают экран с неописуемой силой. Переход через Одер под бомбами германских самолетов... Самолет взрывается в воздухе... Бои в развалинах города... Выстрелы в упор из окон... Все это создает иллюзию реальности, которую достигает только советское кино. Но что придает особое значение документальному русскому фильму — это человеческий фактор. Победа достигается главным образом благодаря патриотизму, храбрости и выдержке человека». После войны благодарность Европы Советскому Союзу была очень велика, поэтому неудивительно, что «Берлин» Райзмана был лишь одной из 8-ми лент, продемонстрированных на фестивале. Двум из них жюри присудило большие призы: художественный фильм «Великий перелом» (1944) удостоился Большого приза, а сказочная лента «Каменный цветок» (1946) заслуженно взяла международный приз за лучшую цветную картину.
В числе других лауреатов Большого приза первого Каннского кинофестиваля были шведский фильм «Травля» (1944), мексиканский «Мария Канделария», французский «Пасторальная симфония» (1946), американский «Потерянный уик-энд» (1945) и другие. Разумеется, темой для многих фильмов-участников фестиваля в том году послужила война, боль, принесенная ею, и подвиги бесстрашных героев и героинь, совершенные во имя свободы и любви к жизни. Однако человеческая душа и превратности судьбы и в тяжелые военные годы не переставали быть в центре внимания деятелей кино. Социальные потрясения и психологические драмы продолжали оставаться острой темой в кинематографе 1940-х годов. Кроме того, режиссеры из разных стран не забывали привносить в свои творения частицу родной культуры, что уже тогда сделало Каннский фестиваль возможностью самых разных людей стать ближе и лучше понять друг друга.
Помимо Большого и международного призов фестиваль награждал картины и в других номинациях. Например, премию мира жюри присудило фильму «Последний шанс», лучшим анимационным фильмом 1946 года стал мультфильм Уолта Диснея «Сыграй мою музыку», а приз международной ассоциации кинокритиков заслужила французская кинокартина «Фарребик, или Времена года» режиссера Жоржа Рукье.
Награды получали не только произведения, но и их авторы. Серебряную премию за лучшую мужскую роль получил американский актер Рэй Милланд за свою блестящую игру в фильме «Потерянный уик-энд». Милланд бесподобно раскрыл характер опустившегося алкоголика Дона Бирнама. Приз за лучшую женскую роль присудили французской актрисе Мишель Морган за роль слепой девушки Гертруды (фильм «Пасторальная симфония»), в которую влюбляются спасший ее пастор и его сын. Лучшей операторской работой был признан труд мексиканца Габриэля Фигероа в фильмах «Мария Канделария» и «Три мушкетера». Среди режиссеров лучшим был назван француз Рене Клеман, представивший в том году на фестивале свою картину «Битва на рельсах». В 1949 году Клеман был удостоен премии за рубежом: его фильм «У стен Малапаги» получил «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке.
Кстати, сегодняшний символ и приз Каннского кинофестиваля, Золотая пальмовая ветвь, еще не был введен в 1946 году. До 1954 года призом на фестивале были, конечно, признание и аплодисменты, а также произведение какого-либо модного дома (каждый год оно было разное). В 1954 году приглашенные ювелиры вдохновились гербом Канн и создали изображенную на нем Золотую пальмовую ветвь. Вручение этого приза было приостановлено в период с 1964 по 1974 годы ввиду проблем с авторским правом, но уже с 1975 года Золотая пальмовая ветвь ежегодно становится предметом гордости самых неординарных и талантливых кинематографистов мира.
Под конец первого Каннского кинофестиваля лучшие были признаны, занавес опущен, красные ковровые дорожки скатаны, набережная Круазетт опустела. Но с тех пор это торжество интеллектуального кинематографа повторяется из года в год. Фестиваль стал по-настоящему культовым, а участие в нем превратилось в заветную мечту любого актера и режиссера. Сонный приморский городок Канны сделался одним из самых популярных мест для отдыха, а знаменитые синие стулья с набережной – желанным сувениром нахальных туристов.
В 1946 году все было иначе, чем сейчас: обстановка в мире, насущные проблемы, мысли, стандарты и люди. Кино было другим. Только любовь к нему осталась неизменной. Поэтому каждый год майский Лазурный берег вновь и вновь становится площадкой для демонстрации этой любви к искусству кино и благодарности тем, кто посвятил ему себя целиком.
Катерина Мячикова
|
Рекомендуем |