Рецепт лучшего фильма: «Побег из Шоушенка»
В честь своего 25-летнего юбилея «Побег из Шоушенка» впервые оказался на экранах кинотеатров по всей России. К выходу фильма разбираем, из каких элементов он состоит, и пробуем понять, в чём причины непреходящей народной любви к этой картине по обе стороны Атлантики.
Название Об этом фильме сложно сказать что-то новое. Его видели почти все, он давно уже стал классикой, расхватан на цитаты, описан и разобран с разных сторон. При этом, несмотря на звание культовой, картину Фрэнка Дарабонта сложно назвать новаторской или очень уж оригинальной, в отличие от прогремевших в том же 1994 году «Криминального чтива» или «Форреста Гампа». Скорее перед нами очень удачное сочетание старых и проверенных кинематографических приёмов. То оригинальное и необычное, что отличает его от других – это название. Согласитесь, можно вспомнить не так уж много фильмов с таким явным спойлером на афише. Разве что на ум приходит лента Робера Брессона со схожим сюжетом, известная под названием «Приговоренный к смерти бежал» (1956).
Тюрьма
Кто бы что ни говорил, а место действия в кино имеет значение. В случае с «Побегом из Шоушенка» это значение определяющее. Ведь опять же, найдется не так много фильмов, дающих возможность увидеть устройство и распорядок тюрьмы изнутри. Известно, что за основу вымышленного Шоушенка была взята реально существующая, но порядком обветшавшая к моменту съемок Мэнсфилдская тюрьма в штате Огайо. Тюремные камеры же были воссозданы в павильоне, как и остальные интерьеры. Но удивительным образом на экране не отличишь одно от другого, настолько убедительно выглядят декорации. И за два с лишним часа действия, пока идёт фильм, так привыкаешь к этому миру, что не хочется с ним расставаться. Так что «Побег из Шоушенка» можно назвать уютным тюремным фильмом. Такой вот парадокс. А всё внутренние помещения тюрьмы, двор, камеры и коридоры играют определяющую роль в атмосфере каждого эпизода и сами становятся действующими лицами. Так что можно сказать, что фон, на котором происходит история физического и духовного освобождения Энди Дюфрейна здесь не менее важен, чем сами герои. Дуэт
«Побег из Шоушенка» – классический фильм-дуэт про двух очень разных людей. То, что в Америке принято называть термином «buddy movie», когда двух совершенно противоположных друг другу персонажей по ходу истории связывает крепкая и искренняя дружба. Роли банкира Энди Дюфрейна и «единственного виновного во всем Шоушенке» Реда, исполненные Тимом Роббинсом и Морганом Фриманом до сих пор остаются их визитными карточками. Но при этом, конечно, нельзя списывать со счётов и колоритного Боба Гантона, великолепно исполнившего главную отрицательную роль начальника тюрьмы.
Рассказчик
Говорят, что Стивен Кинг считает «Побег из Шоушенка» лучшей экранизацией своих произведений. Если это и вправду так, то его можно понять. Ведь Фрэнк Дарабонт подошел к написанию сценария крайне тщательно и деликатно. И смог не только сохранить на экране всю литературность первоисточника, но какие-то вещи при перенесении на экран даже улучшить. Его картина отличается неспешным и размеренным повествованием. И ритм фильма специально соотнесен с закадровым голосом, который описывает происходящее на экране и выражает своё к нему отношение. Многие сцены смотрятся как прямые иллюстрации к закадровому тексту, а действия героев в них не только показываются, но ещё и озвучиваются для большего вовлечения и сопереживания зрителя. Вслух зачитываются и письма, которыми обмениваются герои. Известно, что закадровый текст был записан заранее, и многие сцены потом снимались под его звучание. Но кажется, что причина невероятной любви и привязанности зрителей к этому фильму в другом. А именно – в беспроигрышном сочетании жестокости и сентиментальности, в безупречном сочетании юмора, драмы и мелодрамы и в той доверительной и примиряющей интонации, которую смог найти Дарабонт. Важно и то, что с такой интонацией рассказывается абсолютно универсальная история, понятная зрителю в любой стране мира.
Ретро
Выдающемуся оператору Роджеру Дикинсу («007: Координаты Скайфолл», «Старикам тут не место», «Фарго») работа над «Побегом из Шоушенка» принесла первую в его карьере номинацию на «Оскар», который он наконец получил в прошлом году за «Бегущего по лезвию 2049». В картине Дарабонта Дикинс уже показывает свой визуальный стиль, который он сам описывает как отсутствие узнаваемого почерка вместе с приспособлением арсенала разнообразных технических приёмов под каждый конкретный фильм. И здесь он виртуозно даёт зрителю эмоционально прочувствовать каждый эпизод при помощи композиции кадра, точки съемки, контрастов светотени. При этом операторская работа в «Побеге из Шоушенка» выглядит как нечто старомодное и классическое в лучшем смысле этого слова. Это ощущение поддерживают и те приметы времени и эпохи, которые есть в фильме – от пластинок Хэнка Уильямса и рок-н-ролла до фильма «Гильда» с Ритой Хейворт и плакатов с Мэрилин Монро. Символика
Историю побега Энди Дюфрейна из тюрьмы можно воспринимать по-разному. Большинство зрителей справедливо видят в ней образ несгибаемости человеческой воли и воодушевляющий рассказ о невозможности уничтожить в человеке надежду и чувство справедливости. Однако существует и трактовка событий в несколько ином ключе. На протяжении всего фильма как в образцовом детективе внимательного зрителя ждут подсказки о том, что же случится с героем дальше. И знаменитая сцена с неожиданным исчезновением Энди из одиночной камеры затем будет показана ещё раз, и все акценты в ней будут расставлены иначе. Ну и конечно Стивен Кинг не был бы Стивеном Кингом, если бы в фильме по его произведению не было бы христианских символов. На это намекает уже оригинальное название повести – «Rita Hayworth and Shawshank Redemption», в котором последнее слово можно перевести не только как «спасение» или «освобождение», но также как «искупление». Зная это, не будешь удивлен, замечая разбросанные по всему фильму цитаты из Библии, или видя, что в качестве орудия для побега Энди использует молоток каменщика. При этом Кинг, а вместе с ним и Дарабонт показывают нам ещё и обратную сторону религиозного благочестия, ведь начальник тюрьмы лицемерно оправдывает Библией всё совершаемое под его руководством зло и насилие. И основные метафоры выражены здесь так прямолинейно и доходчиво, что будут понятны даже ребёнку, если ему разрешат посмотреть этот фильм. Ну и что такое для двух вышедших на свободу героев «место без памяти» на берегу Тихого Океана с чарующим названием Зихуатанехо, как не образ долгожданного рая?
Легенда
Сейчас сложно поверить, что в год выхода картина провалилась в прокате и не имела у американских зрителей того успеха, который пришел в дальнейшем. То ли многих отпугнуло непроизносимое и непонятное слово «Шоушенк» в названии, то ли рекламная кампания была проведена неграмотно. Но восстановить репутацию картины в глазах публики в итоге смогли лишь семь номинаций на «Оскар» и её выпуск в повторный прокат. А главную роль в переоценке ленты Дарабонта сыграли видеокассеты и кабельное телевидение, выкупившее права на показ фильма и постоянно крутившее его по нескольким каналам в течение нескольких лет. Американцам потребовалось время, чтобы в этой истории о наказании без преступления разглядеть воплощение национального самосознания, а в её персонажах – важнейшие и архетипические американские черты. Ещё лет десять должно было пройти, чтобы «Побег из Шоушенка» начали считать культовым, и чтобы он занял то место в умах и сердцах зрителей по всему миру, какое занимает теперь. Но, как мы помним, и Энди Дюфрейну на подготовку своего легендарного побега понадобилось не меньше.
«Побег из Шоушенка» – уже в кинотеатрах. DailyCulture.ru благодарит компанию «ИНОЕКИНО» за помощь в подготовке материала.
Иван Цуркан
|
Рекомендуем |