Сидни Поллак. Прагматик и идеалистСидни Поллак, как и все талантливые люди в Америке - потомок русских евреев. Он делал кино, чтобы делать деньги. Он сотрудничал с Джейн Фонда, Барброй Стрейзанд, Полом Ньюманом и Мэрил Стрип. Его фильмы отличает злободневность, немедленность и органичность. Поллак - образец американского режиссера, работающего в мейнстрим-русле - он не написал ни одного сценария, но поставил больше двадцати фильмов, спродюсировал свыше сорока, исполнил многочисленные роли в собственных («Тутси») и со стороны («С широко закрытыми глазами»). Поллак, возможно, не был художником, но обладал американской практичностью: в конце концов, режиссер - это тоже профессия. Поллаку мало было равных в использовании жанрового кино - триллера («Три дня Кондора»), мелодрамы («Какими мы были»), юридической драмы («Фирма»), - чтобы без поддавков вести дискуссию со зрителем, которого Поллак никогда не принижал и оценивал абсолютно рационально - вы даете мне деньги, я вас развлекаю. Такой подход адекватен обществу, где иконой стал суп Кэмпбелл (Уорхол, кстати, засветился в камео в "Тутси"). Во всех своих вкусах Поллак был чрезвычайно политичен - в десятку его любимых фильмов вошли «Гражданин Кейн» Уэллса и «Конформист» Бертолуччи, грандиозные по анализу общества фильмы, препарирующие страхи буржуа, - а на афише единственного шедевра Поллока - «Тутси» - Дастин Хаффман в драге позирует на фоне американского флага. Поллаковские мужчины и женщины выстраивают любопытную динамику, по которой можно проследить различные американские социальные процессы второй половины XX в. - кризис маскулинности, сексуальная революция, одержимость политическими заговорами и массовая паранойя, коррупция. Поллак любил подготовку к фильмам, но ненавидел собственно съемки - они нередко оборачивались кошмаром. Так было в случае «Тутси», когда между Хоффманом и Поллаком сложились не самые радужные отношения - фильм запаздывал по срокам и превысил бюджет в несколько раз. Поллак скажет позднее про съемки фильма, что он вернул бы каждый цент, который фильм заработал в прокате (а заработал он $177 млн), «если бы ему вернули 18 месяцев жизни, потраченных на съемки».
Он не скрывал, что фильмы его не имеют художественной ценности. «Я не визуальный стилист», - сказал о себе Поллак в интервью журналу American Cinematographer, он им и не был, но уловил суть эпохи, исследовал американское общественно-политическое пространство во разнообразных его проявлениях. Михаил Захаров
|
Рекомендуем |