Партнеры Живи добром

Страшно счастливые («Убийство священного оленя» реж. Йоргос Лантимос)


"Убийство священного оленя"


«Надеюсь, сейчас на выходе будет стоять Антон Долин и объяснит в чём же тут дело», - такая фраза прозвучала в зале после пресс-показа нового фильма Йоргоса Лантимоса («Лобстер», «Клык») «Убийство священного оленя». На самом деле, картина рассказывает о понятных и простых вещах, если разобраться. Киноязык Лантимоса может показаться сложным, а кому-то даже недоступным, ведь в фильме больше символов, чем слов. Наверняка найдётся не один зритель, который скажет классическую фразу: «Что курил режиссёр?». Только вот режиссёр ничего не курил. Лантимос - художник, имеющий свой узнаваемый стиль, который не всем понятен. Хотя нет такого произведения искусства, которое нельзя понять, можно лишь не захотеть это сделать.

Супруги Стивен и Анна, оба успешные врачи, и двое прекрасных детей – счастливая семья, живи и радуйся. Только вот однажды на операционном столе Стивена (Колин Фаррелл) умер пациент, и мужчина решил взять на поруки его сына Мартина (Барри Кеоган), парня странного и явно психически нездорового. Стивен долгое время скрывал от семьи, что помогает парню, но потом всё же решился рассказать об этом жене и детям и даже знакомит его с ними. После знакомства парень внезапно обвиняет своего благодетеля в смерти родителя и сообщает ему о том, что одного из членов семьи Стивена нужно принести в жертву, в противном случае погибнут все.

«Убийство священного оленя» своего рода притча. Главные мысли «Убийства»: 1) мы в ответе за тех, кого приручили; 2) благими намерениями вымощена дорога в ад. Виноват герой Колина Фаррелла в смерти мужчины или нет - до конца не ясно. Но даже если и виноват, то суть не в этом. Тысячи людей умирают каждый день при более страшных и несправедливых обстоятельствах, но никто не приходит к виновникам в дом за платой. А к Стивену пришли, и проложил дорожку он сам.  Эта забота и моральная и финансовая о совершенно чужом человеке, неспособность сказать парню «нет» - это значит, что доктор чувствует за собой вину. А знакомить семью с тем, о ком сам отзываешься, как о человеке имеющим проблемы с головой, не опрометчиво ли, мягко говоря?

Жалость – одно из самых скверных человеческих чувств. И обычно страдает больше тот, кто жалость испытывает и приводит её в действие, а если ещё действие необдуманное, то это может привести к необратимым последствиям. Порой люди и не задумываются, что от их чрезмерного сердоболия могут пострадать другие люди, а может даже и близкие, например, дети. Так что прежде чем приглашать кого-то к своей семье, несколько раз подумайте - а стоит ли? Правда, в этой истории дело не только в жалости, а ещё в страхе и глупости. Как говорится, когда бог хочет наказать человека, он лишает его разума.

Фильм получился по настоящему страшным и холодным. Вообще, в атмосфере фильмов Лантимоса есть нечто общее с клипами группы «Unkle». Такая же не лишенная смысла символическая жуть. А ведь начинал режиссёр с посредственных комедий, а сегодня уже завоёвывает призы на главных фестивалях мира.

Отдельно хочется сказать о работе Барри Кеогана. Актёру удалось создать запоминающийся образ, несмотря на апатичность и молчаливость своего героя. Вся игра строится на внутренней работе, на взгляде, выражении лица. Ни для кого не секрет, что это задача не из лёгких, с которой способен справиться не каждый именитый и опытный актёр.

Йоргос Лантимос не перестаёт удивлять зрителя замысловатыми сюжетами и нестандартными приёмами. Интересно, о чём же будет следующий фильм? Может о женщине, которая стала замечать, что она цветок? Ну а пока «Убийство священного оленя» в кино с 15 февраля.

 

"Убийство священного оленя"


 Вера Кузнецова



 

Рекомендуем

Под руководством Александра Сладковского. Серия концертов
Материнское правосудие («Три билборда на границе Эббинга, Миссури», реж. Мартин МакДона)
Простодушный «папа Шрека» Уильям Стейг
Уильям Уордсуорт. Представители «озерной школы» и зарождение английского романтизма
РОСФОТО. Торбен Эскерод Портреты и пространства
Жизнь и творчество отца Шерлока Холмса
Кризисные углы современности ("Квадрат" реж. Рубен Эстлунд)
Жизнь Йоко Оно Леннон как американские горки
Виталий Бианки: «Спешите делать добро!»
«Что к чему?» или экскурсия по Кунсткамере