Партнеры Живи добром

Рембрандт Харменс ван Рейн: сквозь Рай и Ад


В первых числах октября 1669 года в Амстердаме умирает Рембрандт Харменс ван Рейн. О смерти великого художника на тот момент не было ни одного официального сообщения. 

На похоронах присутствует лишь его дочь, а единственная запись об этом событии имеется только в церковной книге. 

Рембрандт

Рембрандт Харменс ван Рейн совершил в своем творчестве революцию - мастерски используя свет и тени, он смог превратить парадные портреты в сцены действия, выразить глубину и разнообразие человеческих эмоций, психологию. Более того, несмотря ни на что он оставался верным художественной традиции и собственной чести. В своей жизни он успел оказаться на пике признания и достатка, на смену которым пришла нищая и одинокая старость.

Рембрандт родился в 1606 году в семье лейденского мельника, проведя детство на берегу разлива Рейна. Родители были достаточно богаты, чтобы обеспечить сыну хорошее образование и устроить его, после Латинской школы, в Лейденский университет. Оттуда он ушел, следуя за своим призванием к живописи. Сначала постигать основы техники он направился к местному художнику, а искусство света и тени ему раскрыл, известный в то время, Питер Ластман уже в Амстердаме. К счастью, родители не препятствовали влечению сына, а отдали ему под мастерскую целый дом по его возвращении. В 1629 году в мастерскую Рембранта зашел секретарь принца Фридриха Генриха Оранского и был очарован работами художника. В тот же год принц Оранский приобрел у Рембрандта 15 полотен, что вселяло надежду на блестящее будущее.

В 1631 году перспективный художник окончательно перебрался в Амстердам. Обладая мастерством и неплохими связями, живописец быстро обзавелся богатыми и влиятельными клиентами, что было очень кстати для периода, где церковь перестала быть основным заказчиком у художников. В это время востребованным жанром становится групповой портрет, волна моды, которая высоко подняла Рембрандта, умеющего передавать психологию лиц, эмоции и превращать портрет в целое действо. Первым известным заказом была картина “Урок анатомии доктора Тульпа” по заказу коалиции хирургов от имени самого доктора в память о своих лекциях. Оглушительный успех этой картины приносит Рембрандту славу самого модного и дорогого художника Амстердама. За 2 года он написал порядка 50-ти заказных портретов.

“Урок анатомии доктора Тульпа”

В 1633 году живописец обручился с племянницей своего покровителя – Саскией ван Эйленбюрх. Через год они поженились, а Рембрандт вошел в семью богатых патрициев, что приумножило как материальный достаток, так и положение в обществе. Богатое убранство дома позволяло Рембрандту, одевая жену в дорогие наряды и осыпая бриллиантами, изображать ее в образе богини на фоне антикварного интерьера. Для счастья не хватало лишь детей.

В 1639 они приобрели огромное поместье в элитном квартале за 13000 гульденов в кредит, выплата которого не виделась успешному художнику проблемой. В этот период Рембрандт пишет свои лучшие работы, в числе которых был цикл “Страсти Господни”, заказанный принцем Оранским. Но платить принц не торопился. В 1641 году у супругов рождается сын Титус, и на этом семейное счастье обрывается – через 9 месяцев от туберкулеза умирает Саския. 

Горе живописца безутешно. В 1642 году Рембрандту заказали групповой портрет стрелковой роты капитана Франца Баннинга Кока - известное масштабное полотно “Ночной дозор”.

“Ночной дозор” Рембрандт

Тогда художник не мог предположить, что именно с этой картины начнутся его беды. Дело в том, что в 17 веке были определенные правила, которые должен был соблюдать каждый художник при написании групповых портретов: писать одинаковое количество заказчиков, не выделять никого из них, соответствовать специфике интерьерных требований. В “Ночном дозоре” Рембрандт нарушает множество из этих правил: половина персонажей вымышленные, в лице непонятно откуда взявшейся девушки угадывалась Саския, можно также найти и автопортрет автора. К тому же вместо статичной сцены была представлена сцена выдвижения в военный поход. Он пытался показать, что автор имеет право на проявление художественного таланта, а не является обычным исполнительным лицом. 

Новшества индивидуальности, привнесенные гением Рембрандта, оказались непонятыми, более того, осужденными. После конфликта художника с гильдией стрелков приток заказчиков резко иссяк, автор оказался немодным, а выплата кредита за дом вынуждала его все глубже влезть в долги. Не спасало положение и попытка занятия торговлей.

 Рембрандта окружали суды с кредиторами и заказчиками, с мушкетерами капитана Кока, родственниками Саскии и няней сына Титуса. Несмотря на обвинения всей аристократии Амстердама, непокорный художник оставался приверженным традициям, рисовавший только в своей манере. Кредиторы, будто сговорившись, один за другим требовали немедленного погашения долгов. 

С ним боялись иметь дело – с такой живостью и непредсказуемостью он стоял на своем. Тогда от Рембрандта отвернулись все покровители и даже ученики, начав публично высмеивать его художественный стиль. В 1654 году в общую травлю против художника – бунтаря вмешалась церковь, обвиняя его в несоответствии сцен на библейские темы, а также принижение слова Божьего. Помимо того, церковь выдвигала обвинение в прелюбодействе с новой няней Титуса – Хендрике, изображенной в полотне “Даная”. Девушка, действительно любящая художника, не отказалась от Рембрандта, за что была отлучена от причастия. А через три месяца после суда у живописца появилась дочь Корнелия - единственный человек, который в последствии присутствовал на похоронах отца. 

“Даная" Рембрандт

Весной 1656 года Рембрандт понял, что у него есть только один способ избежать тюрьмы – написать прошение о деловом банкротстве. Приставы выставляют имущество великого художника на торги в три этапа: сначала картины и изделия прикладного искусства, следующей волной была коллекция графики и, в последнюю очередь, выставлялся дом вместе с мебелью и личными вещами. Вся коллекция представляла собой огромную сумму, но торгов как таковых и не было – картины уходили по стартовой цене, едва составляя десятую часть их стоимости, и перепродавались в антикварных магазинах по исключительно высокой цене. На второй волне торгов были распроданы графические работы Рембрандта, а также гравюры Дюрера и наброски Микеланджело, входившие в его коллекцию. 

Но, как и на первых торгах, все лица были подставными, а цены на произведения искусственно занижались. Вырученных денег было недостаточно для того, чтобы полностью расплатиться с кредиторами, и суд обязал впредь все написанные картины отдавать суду для продажи и выручки денег на погашение долгов. Кроме того, Рембрандту не позволялось иметь никакого имущества, кроме необходимого минимума и принадлежностей для живописи. Тогда спасла природная смекалка Хендрике и Титуса – они открыли антикварный салон, при котором наняли живописца экспертом, обязующимся продавать свои картины через их фирму. Таким образом, семье удалось остаться на плаву и даже приобрести маленький дом в бедном районе. 

Последний большой заказ Рембрандт получил в 1661 году от городской ратуши на 12 больших полотен на историческую тему. Самой огромной среди работ данного заказа, а также во всем творчестве живописца, была картина "Заговор Клавдия Цивилиса", отвергнутая церковью. За это полотно художник не получил ни гульдена. В отчаянии он искромсал полотно, на одном из кусков которого написал известнейший групповой портрет гильдии ткачей. В 1663 году умирает Хендрике, а в 1668 году умер и сын Титус, обеспечивающий отца последние годы. В последний год жизни художник практически не получал заказов, а его картины утратили живость игры света – они стали мрачными, как его жизнь. Он уже не вписывался в новые веяния моды со своими сюжетами и стилями. 

“Возвращение блудного сына”

Прощальной картиной и вершиной творчества Рембрандта стала картина “Возвращение блудного сына”, где блудный сын, будто сам художник, а отец – его источник вдохновения. Именно таким представил Рембрандт итог своей жизни, которая подошла к концу 4 октября 1669 года.

Искусство Рембрандта, забытое его современниками, было по достоинству оценено лишь потомками. Несмотря на горький опыт своей жизни, он остался преданным своему делу.

 Познавший на своем опыте взлеты в лучах славы и темные трагедии в жизни, он остается в истории сильным мастером, который смог изобразить в своих работах огромное разнообразие человеческих эмоций - психологического отображения души.



Екатерина Фарлейн



 

Рекомендуем

Юлия Купинская: «Мода, как искусство, мне дороже всего»
Евгений Сидихин – русский супергерой в поисках счастья
Одна за всех и все за одну!
Ян Флеминг: шпионский роман
"Это всего лишь конец света" реж. Ксавье Долан
Анна Шатилова. Голос СССР
Война с саламандрами и антифашизм Карела Чапека
Мир без людей («Гунда», реж. Виктор Косаковский)
Завет Рериха
Нереальная реальность Маурица Эшера