Партнеры Живи добром

Рембрандт Харменс ван Рейн: сквозь Рай и Ад


В первых числах октября 1669 года в Амстердаме умирает Рембрандт Харменс ван Рейн. О смерти великого художника на тот момент не было ни одного официального сообщения. 

На похоронах присутствует лишь его дочь, а единственная запись об этом событии имеется только в церковной книге. 

Рембрандт

Рембрандт Харменс ван Рейн совершил в своем творчестве революцию - мастерски используя свет и тени, он смог превратить парадные портреты в сцены действия, выразить глубину и разнообразие человеческих эмоций, психологию. Более того, несмотря ни на что он оставался верным художественной традиции и собственной чести. В своей жизни он успел оказаться на пике признания и достатка, на смену которым пришла нищая и одинокая старость.

Рембрандт родился в 1606 году в семье лейденского мельника, проведя детство на берегу разлива Рейна. Родители были достаточно богаты, чтобы обеспечить сыну хорошее образование и устроить его, после Латинской школы, в Лейденский университет. Оттуда он ушел, следуя за своим призванием к живописи. Сначала постигать основы техники он направился к местному художнику, а искусство света и тени ему раскрыл, известный в то время, Питер Ластман уже в Амстердаме. К счастью, родители не препятствовали влечению сына, а отдали ему под мастерскую целый дом по его возвращении. В 1629 году в мастерскую Рембранта зашел секретарь принца Фридриха Генриха Оранского и был очарован работами художника. В тот же год принц Оранский приобрел у Рембрандта 15 полотен, что вселяло надежду на блестящее будущее.

В 1631 году перспективный художник окончательно перебрался в Амстердам. Обладая мастерством и неплохими связями, живописец быстро обзавелся богатыми и влиятельными клиентами, что было очень кстати для периода, где церковь перестала быть основным заказчиком у художников. В это время востребованным жанром становится групповой портрет, волна моды, которая высоко подняла Рембрандта, умеющего передавать психологию лиц, эмоции и превращать портрет в целое действо. Первым известным заказом была картина “Урок анатомии доктора Тульпа” по заказу коалиции хирургов от имени самого доктора в память о своих лекциях. Оглушительный успех этой картины приносит Рембрандту славу самого модного и дорогого художника Амстердама. За 2 года он написал порядка 50-ти заказных портретов.

“Урок анатомии доктора Тульпа”

В 1633 году живописец обручился с племянницей своего покровителя – Саскией ван Эйленбюрх. Через год они поженились, а Рембрандт вошел в семью богатых патрициев, что приумножило как материальный достаток, так и положение в обществе. Богатое убранство дома позволяло Рембрандту, одевая жену в дорогие наряды и осыпая бриллиантами, изображать ее в образе богини на фоне антикварного интерьера. Для счастья не хватало лишь детей.

В 1639 они приобрели огромное поместье в элитном квартале за 13000 гульденов в кредит, выплата которого не виделась успешному художнику проблемой. В этот период Рембрандт пишет свои лучшие работы, в числе которых был цикл “Страсти Господни”, заказанный принцем Оранским. Но платить принц не торопился. В 1641 году у супругов рождается сын Титус, и на этом семейное счастье обрывается – через 9 месяцев от туберкулеза умирает Саския. 

Горе живописца безутешно. В 1642 году Рембрандту заказали групповой портрет стрелковой роты капитана Франца Баннинга Кока - известное масштабное полотно “Ночной дозор”.

“Ночной дозор” Рембрандт

Тогда художник не мог предположить, что именно с этой картины начнутся его беды. Дело в том, что в 17 веке были определенные правила, которые должен был соблюдать каждый художник при написании групповых портретов: писать одинаковое количество заказчиков, не выделять никого из них, соответствовать специфике интерьерных требований. В “Ночном дозоре” Рембрандт нарушает множество из этих правил: половина персонажей вымышленные, в лице непонятно откуда взявшейся девушки угадывалась Саския, можно также найти и автопортрет автора. К тому же вместо статичной сцены была представлена сцена выдвижения в военный поход. Он пытался показать, что автор имеет право на проявление художественного таланта, а не является обычным исполнительным лицом. 

Новшества индивидуальности, привнесенные гением Рембрандта, оказались непонятыми, более того, осужденными. После конфликта художника с гильдией стрелков приток заказчиков резко иссяк, автор оказался немодным, а выплата кредита за дом вынуждала его все глубже влезть в долги. Не спасало положение и попытка занятия торговлей.

 Рембрандта окружали суды с кредиторами и заказчиками, с мушкетерами капитана Кока, родственниками Саскии и няней сына Титуса. Несмотря на обвинения всей аристократии Амстердама, непокорный художник оставался приверженным традициям, рисовавший только в своей манере. Кредиторы, будто сговорившись, один за другим требовали немедленного погашения долгов. 

С ним боялись иметь дело – с такой живостью и непредсказуемостью он стоял на своем. Тогда от Рембрандта отвернулись все покровители и даже ученики, начав публично высмеивать его художественный стиль. В 1654 году в общую травлю против художника – бунтаря вмешалась церковь, обвиняя его в несоответствии сцен на библейские темы, а также принижение слова Божьего. Помимо того, церковь выдвигала обвинение в прелюбодействе с новой няней Титуса – Хендрике, изображенной в полотне “Даная”. Девушка, действительно любящая художника, не отказалась от Рембрандта, за что была отлучена от причастия. А через три месяца после суда у живописца появилась дочь Корнелия - единственный человек, который в последствии присутствовал на похоронах отца. 

“Даная" Рембрандт

Весной 1656 года Рембрандт понял, что у него есть только один способ избежать тюрьмы – написать прошение о деловом банкротстве. Приставы выставляют имущество великого художника на торги в три этапа: сначала картины и изделия прикладного искусства, следующей волной была коллекция графики и, в последнюю очередь, выставлялся дом вместе с мебелью и личными вещами. Вся коллекция представляла собой огромную сумму, но торгов как таковых и не было – картины уходили по стартовой цене, едва составляя десятую часть их стоимости, и перепродавались в антикварных магазинах по исключительно высокой цене. На второй волне торгов были распроданы графические работы Рембрандта, а также гравюры Дюрера и наброски Микеланджело, входившие в его коллекцию. 

Но, как и на первых торгах, все лица были подставными, а цены на произведения искусственно занижались. Вырученных денег было недостаточно для того, чтобы полностью расплатиться с кредиторами, и суд обязал впредь все написанные картины отдавать суду для продажи и выручки денег на погашение долгов. Кроме того, Рембрандту не позволялось иметь никакого имущества, кроме необходимого минимума и принадлежностей для живописи. Тогда спасла природная смекалка Хендрике и Титуса – они открыли антикварный салон, при котором наняли живописца экспертом, обязующимся продавать свои картины через их фирму. Таким образом, семье удалось остаться на плаву и даже приобрести маленький дом в бедном районе. 

Последний большой заказ Рембрандт получил в 1661 году от городской ратуши на 12 больших полотен на историческую тему. Самой огромной среди работ данного заказа, а также во всем творчестве живописца, была картина "Заговор Клавдия Цивилиса", отвергнутая церковью. За это полотно художник не получил ни гульдена. В отчаянии он искромсал полотно, на одном из кусков которого написал известнейший групповой портрет гильдии ткачей. В 1663 году умирает Хендрике, а в 1668 году умер и сын Титус, обеспечивающий отца последние годы. В последний год жизни художник практически не получал заказов, а его картины утратили живость игры света – они стали мрачными, как его жизнь. Он уже не вписывался в новые веяния моды со своими сюжетами и стилями. 

“Возвращение блудного сына”

Прощальной картиной и вершиной творчества Рембрандта стала картина “Возвращение блудного сына”, где блудный сын, будто сам художник, а отец – его источник вдохновения. Именно таким представил Рембрандт итог своей жизни, которая подошла к концу 4 октября 1669 года.

Искусство Рембрандта, забытое его современниками, было по достоинству оценено лишь потомками. Несмотря на горький опыт своей жизни, он остался преданным своему делу.

 Познавший на своем опыте взлеты в лучах славы и темные трагедии в жизни, он остается в истории сильным мастером, который смог изобразить в своих работах огромное разнообразие человеческих эмоций - психологического отображения души.



Екатерина Фарлейн



 

Рекомендуем

«Театральное ПТУ v. 6.0» открывает летнюю сессию
Зонтик, как атрибут стиля
Стив Джобс.Философ современности
Кино. Короткий метр. М. Линдеен «Уважаемый режиссер»
Пасхальный цикл занятий. Творим праздник вместе
Фестиваль "Пространство режиссуры." Четвёртый день.
Роман Айн Ренд как библия объективизма
Разведчик бездн Жорж Сорель
Аркадий Аверченко. Человек, который смеялся
Голиаф Чаплина