Педагогика — это искусство, наука и умение. Джереми Хармер о секретах преподавания английского и музыкальности Шекспира
22 января Библиотека иностранной литературы открыла свои двери для издательства Pearson в лице обаятельного Джереми Хармера. Pearson, для справки, — мировой лидер в области специализированной литературы для изучения английского. Джереми Хармер - один из прославленных авторов, в чьем багаже такие педагогические компендиумы, как "How to Teach English", "The Practice of English Language Teaching" и "How To Teach Writing". Он посвятил жизнь изучению методик преподавания английского, но на вопрос «что работает лучше всего» по-прежнему говорит "I don't know". Для Джереми такой ответ не сдача позиций или повод отчаиваться. Кажется, что подобное положение дел даже раззадоривает этого активного человека, обладающего отличным чувством юмора, жизнеутверждающей энергетикой и умением «делать рок».
Первая часть встречи превратилась в воркшоп. Джереми постарался вовлечь аудиторию в обсуждение секретов своего мастерства. «Педагогика — все равно что музыка, она сочетает в себе искусство, науку и умение,» - увлеченно объяснял своим коллегам лектор. Разве может учитель работать, опираясь только на свою интуицию, просто «делать всякое разное» в надежде как-то передать свои знания? Весь зал согласился, что вряд ли из этого вышло бы что-то толковое. Или преподавание это только наука, и нужно просто больше серьезных исследований, чтобы выработать универсальные педагогические приемы? Тоже сомнительно, ведь существует немало противоречивых методик, и на каждую найдется научная статья, подтверждающая ее исключительную эффективность.
Учителю нужно два мозга, заключает английский ментор. Не буквально, до таких технологий мы еще не доросли. Джереми предлагает опираться на интуицию в процессе обучения, но никогда не забывать какой-то частью разума анализировать результаты проделанной работы. Маленький ученый в голове педагога должен постоянно быть начеку и делать выводы. Только так можно усвоить ту легкость в мастерстве, которая позволяет хорошему преподавателю на вопрос, «что делать, чтобы урок прошел удачно?», отвечать: «всякое разное». Интуиция в таком случае — это умение, за которым скрываются годы кропотливого исследования на пути проб и ошибок.
Само собой, еще один важный совет от мастера — учителю не стоит превращаться в занудного всезнайку. Джереми Хармер следует этой рекомендации с полным успехом: он закатывает рукава своей черной рубашки, берет в руки гитару, и становится ясно, что едва ли перед вами зануда-профессор.
Вторая часть встречи была посвящена маленьким песенным зарисовкам. Автор текстов — Шекспир, автор музыки — наш наставник собственной персоной. С лукавством опытного педагога Джереми под прикрытием фолк-концерта рассказал слушателям о паре нетривиальных сочинений великого английского драматурга. «Я, конечно, не Мик Джаггер, чтобы рок-н-роллить в мои-то годы...,» - шутил Джереми, настраивая струны, но последующее выступление заставило усомниться в этом убеждении.
Этот музыкально-английский вечер в приглушенном свете зала Иностранки как будто перенес всех участников в маленький паб далекой Великобритании. Благодаря сотрудничеству библиотеки и издательства Pearson московские учителя смогли заглянуть в лабораторию Джима Хармера, где их ждал теплый прием. А в качестве бонуса, можно не сомневаться, что глубокомысленно-философский дух вечера настроил участников непременно перечитать что-нибудь у Шекспира.
Мария Головина
|
Рекомендуем
Основано на импровизации. Необычная премьера спектакля французского хореографа и российских танцоров
|