Партнеры Живи добром

Цветы жизни против ведьм («Ведьмы», реж. Роберт Земекис)


Роальд Даль писал детские сказки и получал за них по полной: едкого сказочника еще при жизни обвиняли и в расизме, и в женоненавистничестве. Тем не менее имя писателя осталось в истории литературы и кинематографа. «Чарли и шоколадная фабрика» – его пера дело. Но не один Вилли Вонка привлек внимание киноиндустрии.

«Ведьмы» Даля увидели свет в 1983 году. Главные герои – осиротевший мальчик и его бабушка. Они сражаются с ведьмами, решившими превратить детей в мышей. Набравшийся храбрости выступить против демонов в женском обличии ребенок испытал на собственной шкуре, что такое быть мышкой. В 1990 в прокат вышла экранизация сказки, поставленная Николасом Роугом. Режиссер не смирился с необычным финалом произведения и серьезно переписал его. Вместо обескураживающего и неудобоваримого хэппи-энда оригинала он предложил стандартную и утешающую сконфуженного зрителя концовку. Даль таких вольностей фильму не простил.

Спустя 30 лет, аккурат под Хэллоуин до экранов добралась вторая экранизация детского хоррора. На этот раз воплотить историю о ребенке, превращенном в мышь, и его отважной бабушке доверили Роберту Земекису. И он тоже не стал слепо следовать букве сказки и внес ряд существенных изменений, правда, постарался приблизить финал к первоисточнику. Попытка модернизировать сказку писателя, плохо вписывающегося в новую этику, вышла неоднозначной. Большая часть решений вполне любопытна, но последняя сцена опять подвела. Подмигивание Далю вперемешку с натужным пафосом – странный поворот.

В фильме Земекиса бабушка и ее восьмилетний внук – афроамериканцы. Пятидесятилетняя Октавия Спенсер играет знахарку, знакомую с практиками вуду. В книге норвежской бабушке за 80, и она была ведьмологом. Спенсер прекрасно передала теплоту и нежную заботу о внуке. Джазир Бруно от коллеги по цеху не отстает. Земекис отважился уделить больше экранного времени скорби малыша по родителям, и юный актер уверенно справился с поставленной перед ним задачей.


«Ведьмы». Источник: «Каро-Премьер»


Самую могущественную ведьму-детоненавистницу сыграла Энн Хэтэуэй, которой не в первый раз приходится изображать сказочных персонажей. У Бертона в «Алисе в Стране чудес» она предстала в образе Белой королевы – готичной и чудаковатой. Сказочный грим ей к лицу и в фильме Земекиса. Дьявольская улыбка с размахом Чеширского Кота, руки с двумя пальцами-клешнями, раздражение от вечной чесотки из-за парика на голом черепе идут миловидной актрисе. Хэтэуэй смакует акцент своей героини и миксует комичную жестокость с инфернальной неловкостью.

События фильма происходят в 1968 году на юге Соединенных Штатов (в книге – в Норвегии и Англии). Земекис боязливо и аккуратно подходит к реконструкции периода и лишь по касательной задевает проблему расизма в США. Он мог в лоб столкнуть бедную афроамериканку с богатыми белыми дамами, но в рядах ведьм тоже есть цветные женщины.

Да и в мышонка в фильме превращается не только чернокожий мальчик: одной из жертв, как и в книге, становится выходец из богатой белой семьи. Его образ в «Ведьмах» наших дней в сравнении с тем, как он представлен в книге и первой экранизации также претерпел изменения. В сказке Даля – он живодер, убивающий муравьев забавы ради, в фильме Роуга – мелкий противный пакостник и злобный хвастун. Земекис показывает обжорливого ребенка, его неконтролируемая тяга к еде – символ общества потребления и попытка что-то заесть, возможно, психологические проблемы.

Ведьмы материально зависят от самой старшей из них, та же испытывает к купюрам презрение. Богатство ей не приносит удовольствия. Она та, кто страдает, потому что особенно чувствительна к запаху детей, и страдание от их «вони» – ее основная характеристика.


«Ведьмы». Источник: «Каро-Премьер»


Для ведьм деньги не пахнут, а вот от детей разит собачьими экскрементами. Героиня Хэтэуэй нетерпима к детям – олицетворению материального бессмертия, читай: к будущему, несущему в себе изменения (а изменения будут, ведь ребенок не абсолютная копия родителя, в нем всегда таится множественность: человек не тождественен себе, в одном течет кровь миллионов, переплетены ошибки, травмы и успехи поколений, прокатывающиеся эхом от рождения до смерти и натыкающиеся на мечты, боль и волю. На роль копии больше претендуют банкноты).

Земекис умалчивает откуда у старшей ведьмы деньги (Даль более разговорчив на эту тему: она сама их печатает). В любом случае у старшей ведьмы во второй экранизации есть головокружительные ресурсы. Силу банкнот она использует, чтобы превратить детей в мышей, вынудить людей извести полчища паразитов и поставить таким образом на будущем крест. Ее конфликт: столкновение статики и движения.

Деньги в фильме нейтральны и характеристику получают в зависимости от того, на что их тратят. У них нет внутреннего измерения, глубинной сути, которая делала бы их «плохими» или «хорошими». Они не портят людей или других существ. Человек злой или добрый не потому, что у него нет денег или, наоборот, денег слишком много. Вторые киноведьмы смеются в лицо – дело не в деньгах, если ты бесчувственная тварь, а в тебе. Если ведьмы – демоны, неспособные выпрыгнуть за пределы своей природы, то человек может одержать победу над собственной натурой и измениться – стать храбрее, например, даже если по жизни он мышка, прячущаяся по разным углам.

Слепоту и абсолютную бесчувственность привилегированных к чужим проблемам Земекис показал не на уровне противостояния бабушки-знахарки и задыхающихся ведьм, а на уровне семьи. Возможно, такой ход менее эффектен и заметен, но гораздо болезненнее и наглее. В фильме 1990 года отношение родителей к сыну в теле мышонка серьезно отличается от видения Земекиса. Принять и проявить сочувствие к белой жертве ведьмовского варева смогла только совершенно чужая ему афроамериканка, которая явно не понаслышке знает о том, что происходит, когда другой человек в тебе отказывается видеть человека.

«Ведьмы» в прокате с 29 октября.



Елена Громова



 

Рекомендуем

Живопись — предельно конкретное искусство
Губернский город готовится к открытию нового театра
«Жизнь в искусстве» Сергея Юрского
Книга недели: Джон Фаулз «Коллекционер»
Зачем нужны музыканты, если есть искусственный интеллект?
Альбом "Carry fire". Роберт Плант несет огонь
Денис Фонвизин. Автор высмеивает, читатель смеётся
Новый альбом LP «Heart to Mouth»
Прощай, Эльдар...
Борьба и гонка ("Скрытые фигуры" реж. Тед Мелфи)