Валерий Тодоровский «Потусторонняя слава»
В разных семьях рождаются разные дети, со своими принципами и желаниями. Одни идут по стопам своих родных, а другие выбирают свой путь, который по душе, несмотря ни на что.
8 мая 1962 года в замечательном городе Одессе, родился мальчик, назвали его Валерием. Фамилию парень получил не менее известную. Семья Тодоровских – семья кинематографистов. Мать – Мира Григорьевна, начинала с малого, и стала продюсером. Отец же, Пётр Ефимович работал оператором Одесской киностудии. Маленький Валера был постоянным гостем на работе у отца. Мальчику нравилось смотреть за всем: от установки декораций до самого съёмочного процесса.
Жизнь шла, и как все ребята выпускники, после окончания средней школы, выбрали, куда же им пойти, и с чем связать свою жизнь. Валера долго не думал, ведь мечтал пойти по стопам отца и с выбором определился заранее. Однако парня поджидала неудача – он не сразу поступил во ВГИК, на факультет режиссуры. Альтернатива была найдена на сценарном факультете в мастерской Киры Парамоновой. Проучившись там пять лет, Валерий понял, что годы были потрачены не зря, и как только появилась возможность поснимать, то парень тут же ею воспользовался. Тодоровский не стремился быть артистом и блистать на экранах, его жизнь была за кадром, вдали от славы. Но в 14 лет парень всё же дебютировал на экране в фильме «Странная женщина».
Следующим должен был стать «Американец» Алексея Бабабанова, который начали снимать в Нью-Йорке, но сыграть Валерию так и не удалось, из-за закрытия проекта. Ещё множество предложений сыпалось в адрес парня, но всё почему-то срывалось, судьба как бы намекала, что это не для него.
В роли продюсера Тодоровский проявил себя как создатель киностудии. В 1989-1900 годах в России начали создаваться независимые студии. Кинокомпания «ТТЛ» была названа в честь своих «отцов-создателей» - Тодоровского, Игоря Толстунова и Сергея Ливнёва.
В этом же 1900 году состоялся, так называемый режиссёрский дебют Тодоровского. Фильм «Катафалк», который утонул в хаосе киноиндустрии 90-х годов. Самое интересное, что продюсером кинокартины был Марк Руденштайн, но он помог Тодоровскому дебютировать, благодаря чему Валерий был удостоен награды «Золотой дракон» на фестивале дебютов в Мангейме (Германия).
Уже через год, Тодоровский, что называется, проснулся знаменитым. Фильм «Любовь» 1991 года прогремел на всю Россию. Эта была одна из крупнейших работ Валерия, которая обсуждалась долго и много. Окончательно закрепиться в кинематографе своего времени и поколения Тодоровскому помогла картина «Страна глухих» 1998 года, где Валерий подтвердил славу «актёрского» режиссёра.
Стоит сказать, что время не стояло на месте. Новый, зрелый Тодоровский начинает снимать фильмы нового века. «Любовник» - фильм 2002 года. Фильм не молодого, а зрелого мастера о жизни героев, о подведении её утешительных итогов. Если раньше казалось, что Валерий в своих фильмах способен пройтись лишь «по верхам», то фильм «Мой сводный брат Франкенштейн» 2004 года был одним из смелых, во всех смыслах. Здесь режиссёр осмелился честно и беспощадно рассказать о стране.
«Фильмом-праздником» 2008 года стала кинокартина «Стиляги». Она получила звание «Лучший фильм года» по версии «Ники», и по решению «Золотого орла». Однако у Тодоровского нет ни одной режиссёрской статуэтки за эту работу.
Валерий и его работы – это ярчайшая страница в летописи российского кинематографа. Он достойно принял эстафету у советского кино и продолжил её, наполнив экран свежими идеями и актуальным содержанием.
Алёна Орленко
|
Рекомендуем |