Партнеры Живи добром

Вера холодная: «Тернистой славы путь»


Будущая первая кинозвезда 1/6 части земного шара, родилась 5 августа 1893 года в Полтаве на 2 года раньше появления до кинематографа с «Прибытием поезда». До того как Вера Холодная стала популярной актрисой, она была Верой Васильевной Левченко, дочерью учителя словесности Василия Левченко. Когда умер дедушка Веры в 1895 году, семья Левченко переехала в Москву, где осталась бабушка Екатерина Владимировна. Хрупкая, большеглазая девочка хорошо пела, играла на фортепьяно, успешно выступала в гимназических спектаклях. В 10 лет Вера увлекалась балетом, после того как впервые посетила Большой театр. Будущая актриса поступила в балетное училище, но проучилась там всего один год. Строгая бабушка решила, что приличной девушке в театре не место, и Вера вернулась в женскую гимназию. В 1908 году на гастроли из Санкт-Петербурга приехала знаменитая Комиссаржевская. Эти гастроли перевернули жизнь 15-летней девочки. Она буквально заболела театром. 


Впечатлительная Вера, пораженная игрой великой русской актрисы, неделю пролежала в горячке. С этого момента мечты о театре не оставляли девочку. В 1910 году Вера Левченко окончила гимназию и, как в кино, на выпускном балу встретила студента Владимира Холодного, сразу же влюбилась, и в скором времени молодые поженились. Так Вера Левченко стала Верой Холодной. Молодые супруги безумно любили друг друга. Эту любовь Вера Холодная пронесет через всю свою недолгую, яркую жизнь, и ничто не заслонит эту любовь, ни мировая слава, ни толпы поклонников. Брак оказался на редкость удачным. В 1912 году у Холодных родилась первая дочь Евгения, а еще через год они усыновили девочку Нонну. 


Вера Холодная


После Комиссаржевской, вторым таким сильным впечатлением для Веры Холодной была датская киноактриса Аста Нильсен. Вера ходила на все кинокартины с участием Нильсен и мечтала походить на нее. Кстати, до прихода в кинематограф Веры Холодной, самой популярной у россиян актрисой была именно Аста Нильсен. На съемки Веру Васильевну подвигла Первая Мировая Война. Мужа призвали на фронт,  и Вера в надежде заработать немного денег и заполнить пустоту, образовавшуюся после ухода мужа на войну решилась на съёмки. Поиски привели ее в киноателье (так тогда назывались киностудии) "Тимана и Рейнгарда". Владимир Гардин взял Холодную в небольшой эпизод фильма «Анна Каренина». Режиссер оценил красоту и обаяние актрисы, но не разглядел большого таланта в дебютантке, поэтому в большой роли отказал. По словам режиссера, ему были нужны «актрисы, а не красавицы». 


В 1915 году Вера Холодная получает первую крупную роль в фильме «Песнь торжествующей любви». Режиссер фильма Евгений Бауэр был потрясен красотой актрисы, а неопытность актрисы ничуть не волновала его. Эта картина принесла Вере Холодной признание и известность.  Киноателье Ханжонкова немедленно заключило с актрисой трехлетней контракт.  После окончания съемок в «Песне…», Бауэр тут же приступает к съемкам нового фильма с Холодной «Пламя Любви». Вера холодная быстро нашла свой неповторимый стиль и манеру игры, которые так полюбились зрителям. В этом же году актриса снимается еще в 13 фильмах Бауэра. Популярность Холодной росла в геометрической прогрессии. Открытки с ней разлетались в мгновение, ее имя украшало сотни афиш и газетных заголовков. И критика и простые зрители обожали новую «звезду». В августе 1915 года Владимир Холодный ложится в госпиталь с тяжелейшим ранением, полученном в бою под Варшавой. 


Несмотря на съемки, многочисленные предложения и детей, Вера бросает все и едет ухаживать за раненным мужем. Самоотверженная забота жены помогает Владимиру выкарабкаться. Супруги вместе возвращаются в Москву. И тут же работа в кино продолжается, Вера Холодная снимается без перерыва. В октябре муж уезжает на фронт снова. А жена с головой уходит в кино, чтобы пережить новую разлуку.  В 1916 году выходит фильм «Жизнь за жизнь», который окончательно утвердит актрису в качестве «королевы экрана». Это был последний фильм, сделанный Холодной в киноателье Ханжонкова. Вера Холодная переходит к Харитонову и снимается в кассовых хитах русского немого кино «У камина» (1917), в продолжение ленты «Позабудь про камин, в нем погасли огни…» (1917) и знаменитом фильме «Молчи, грусть, молчи…» (1918), основанном на сюжете русского романса. Фильм подвергся сильной критике, как образец мещанства и пошлости, но народная любовь не угасала и картина «Молчи, грусть, молчи…» не сходила с экранов долгое время. Увидев Холодную в экранизации пьесы Л. Н. Толстого «Живой труп», Константин Станиславский пригласил Веру Холодную на роль Екатерины в «Грозе» Островского, но она не захотела расставаться с кинематографом и отказалась от предложения. 


Вера Холодная


Уже при жизни Холодной вышел биографический фильм о ней «Тернистой славы путь». Зрители были удивлены и разочарованы, они ожидали драматическую историю любви и коварства, измены, убийства, а увидели любящую жену и мать. Настолько сильно экранный образ не соответствовал жизни. С 1917 по 1919 годы в среднем раз в три недели выходил фильм с Верой Холодной, и это не смотря на события, сотрясающие страну.


Летом 1918 года Холодная едет на съемки в Одессу вместе со своей семьей. Одесситы встретили свою любимицу с любовью. На улицах артистке не давали пройти толпы фанатов. В феврале 1919 года Вера Васильевна заболевает гриппом «испанкой». Лучшие доктора Одессы не отходили от постели больной все восемь дней болезни. Толпы фанатов и почитателей таланта актрисы дежурили под окнами. 16 февраля 1919 года Вера Холодная умерла. Последний фильм с ней выйдет в марте 1919, это будет запись с похорон Холодной. Картина имела успех. Любимый муж актрисы умрет через год от тифа.


Немое кино было искусством универсальным, международным. Вера Холодная была популярна и любима далеко за пределами Родины. Она снялась в громадном количестве фильмов. Некоторые историки кино называют больше 80 картин. К сожалению, сохранилось только 5 лент и немногочисленные отрывки. Большие печальные глаза Веры Холодной, смотрящие на нас с черно-белого экрана стали символом той великой эпохи «великого немого».  



Мосягин Михаил



 

Рекомендуем

Электрические грёзы («Кошачьи миры Луиса Уэйна», реж. Уилл Шарп)
Дэнни Бойл не ищет компромиссов
Комедия Фонвизина «Недоросль». «Успех был полный...».
Выходные в музее «Тульские древности». Программа на 29 и 30 июня
Культура и общество: взаимодействие или противодействие?
Новаторство и профессионализм: "Вивальди-оркестр" покоряет большую сцену
Москва в стиле стрит-арт
Премьера оперы Джоаккино Россини "Турок в Италии"
Сады моей души всегда узорны: особняк С.П.Рябушинского
Кавалер Прекрасной Дамы. Александр Блок