Волшебник из страны СССР Александр Птушко
19 апреля исполняется 116 лет со дня рождения великого советского художника, сценариста, кинорежиссёра, мастера-сказочника Александра Лукича Птушко. Его биография началась не так сказочно ярко. Он родился в крестьянской семье в Луганске. Служил во время Первой мировой войны в кавалерийской дивизии Конной армии. После окончил Московский институт народного хозяйства. Работал и корреспондентом, и актёром, и художником-декоратором во Дворце культуры. Сказочные ворота для него открылись в 27 лет, когда он стал работать в собственной мастерской объёмной анимации и мультипликатором на студии «Мосфильм». В 1935 году появился его первый полнометражный фильм «Новый Гулливер» по роману Дж. Свифта. Уникальность состояла в том, что в съёмках, кроме актёров, было задействовано ещё 1500 кукол, изготовленных по специальным технологиям, и применялась современная по тем временам комбинированная съёмка. Для работы были приглашены лучшие советские художники объёмной мультипликации: Р.А. Гуров, С.Я. Мокиль, И.С. Никитченко, Ю.П. Швец. Впервые в картине были использованы технологии изменения частоты звука, Александр Птушко изменял тембр голоса актёров-лилипутов.
Им восхищались не только в Советском Союзе, но и на Западе. Его сравнивали с итальянским кинорежиссёром М. Бава, с американским художником-постановщиком У.К. Мензисом, с венгерским кинорежиссёром-аниматором Дж. Палом. «Новый Гулливер» был первым полнометражным мультипликационным кино, созданным до появления «Белоснежки» Уолта Диснея. Уолт Дисней прислал предложение о работе в своей компании, на что Александр Лукич ответил отказом, так как считал себя русским человеком, творящим для русского народа. Фильм «Новый Гулливер» получил награду на Международном кинофестивале в Венеции. Даже Чарли Чаплин восхищался работой советского волшебника.
Всеми любимые картины «Дети капитана гранта» (1936, оператор), «Сказка о рыбаке и рыбке» (1937, режиссёр-мультипликатор), «Золотой ключик» (1939) имели успех благодаря невероятному чутью, профессионализму и работоспособности Александра Птушко. Он умел оригинально и творчески раскрыть художественные и технические возможности кино, причём затрачивая при этом минимальные средства. Всем известно, что мастер сам делал декорации, пилил, строил и воплощал в реальность свои фантазии. Во время войны Птушко жил в Алма-Ате и продолжал свою деятельность. Но основным его занятием тогда, как ни странно, стал пошив обуви – надо было кормить семью. В его обуви ходила вся киноэлита Алма-Аты, а некоторые эскизы поставлялись в Большой театр. Он был поистине мастером с золотыми руками. По возвращении в Москву Птушко становится директором киностудии «Союзмультфильм». Он переходит к жанру игрового кино, экранизирует русские народные сказки. Ещё одним успешным фильмом становится «Каменный цветок» (1946). За него режиссёр получает Сталинскую премию и приз на I Международном кинофестивале в Каннах.
Одним из самых интересных фактов его биографии является фильм-сказка «Садко» (1952), который впоследствии был выкуплен Р. Корманом и вышел в американский прокат как «Волшебное путешествие Синбада». И это не единственный подобный случай. В 60-х гг. в США в прокат вышел фильм «Меч и дракон» – это был не что иное, как созданный нашим советским волшебником «Илья Муромец», переделанный с учётом специфики американской аудитории. Спецэффекты, придуманные лично Птушко, потом заимствовали многие голливудские режиссёры. Картина «Илья Муромец» являлась первым широкоэкранным фильмом со стереозвуком и вошла в книгу рекордов Гиннеса, в ней было задействовано 106 тысяч статистов и 11 тысяч лошадей. Александр Птушко – советский волшебник, воплотивший на экранах надежду девушки Ассоль. Однако, «Алые Паруса» критика встретила негативными отзывами, ругала за излишнюю яркость и режиссёрские ошибки. Но этот фильм остался в душе многих советских людей.
С 1967 единственным отечественным фильмом ужасов, так впечатлившим зрителей, является ещё одно «детище» Птушко – «Вий». Даже современная постановка не смогла затмить работу Александра Лукича! Последним и самым ярким чудом Птушко была картина «Руслан и Людмила». Помимо работы в киноиндустрии, Александр Лукич был профессором и заведующим кафедрой художественного факультета ВГИКа. Он с удовольствием делился опытом и знаниями с молодым поколением, писал научно-популярные книги. Даже в последние годы жизни, не имея прежнего здоровья, режиссёр работал также пылко, как и раньше. Александр Лукич Птушко закончил свою сказку на 72-м году жизни. В том же году умер его соратник Александр Роу. После этого красивые сказки со сложными постановками ушли из репертуара режиссёров страны. Могилу Александра Птушко и дух его нереализованных картин «Тарас Бульба» и «Слово о полку Игореве» теперь сторожит вырезанный из дерева лесовик, как дань памяти мастеру сказочных жанров, волшебнику из страны СССР. Очень жаль, что современное поколение больше интересуется зарубежной мультипликацией, тогда как у нашей страны тоже есть великие имена и творения.
Ирина Удахина
|
Рекомендуем |