Партнеры Живи добром

Восстать из пепла («Эма: Танец страсти» реж. Пабло Ларраин)


«Эма: Танец страсти». Источник: «Экспонента»


Эма и Гастон – пара, по которой плачет семейная терапия: похоже, их отношения трещали по швам задолго до того, как они попали в объектив режиссёра. В попытке сохранить брак они решают усыновить девятилетнего Поло, – и в итоге отдают его обратно, не в силах справиться с жестокими и опасными выходками ребёнка. Так начинается квест по всепоглощающему чувству вины, 
– о том, что они оказались ничтожными родителями, героям с удовольствием напоминает чуть ли ни каждый встречный. Желая доказать собственную невиновность, они исступленно указывают друг на друга: вытаскивают на свет старые обиды, бросают оскорбления, ранят в самое больное. Но состояние агонии не может тянуться вечно, и после того, как Эму вытравливают с любимой работы, она решается на дерзкий план, который навсегда изменит её жизнь.

Удивительный талант Пабло Ларраина заключается в умении полностью погрузить зрителя в эпоху, о которой он снимает – как будто ему ничего не стоит отмотать время назад, запустить снова и в нужный момент включить камеру. Визуальная составляющая в его фильмах не менее важна, чем заявленные герои. Это особенно заметно в психологических драмах; таков «Клуб» 2015 года, неприглядная сторона католической церкви, снятая в коричнево-серых тонах; такова и «Эма». Насыщенные неоновые краски, огонь, разрезающий ночное небо, агрессивно обесцвеченные волосы главной героини, – всё это позволяет зрителю узнать чуть больше о внутреннем мире Эмы, при этом не раскрывая её главных секретов. В одном из интервью Ларраин, рассуждая о «Джеки», восхищался тем, что Жаклин Кеннеди в исполнении Натали Портман невозможно было разгадать. Такая же неуловимая загадка есть у Эмы – как бы близко мы к ней не подходили, невозможно в полной мере понять, что же является топливом для пожара в её душе.


«Эма: Танец страсти». Источник: «Экспонента»


Однозначно можно сказать одно: желание взбунтоваться таилось в сердце Эмы с детства. Когда-то в пику матери она бросила классический балет и перешла в труппу Гастона – ушла к нему из семьи, решив заново построить свою. Однако этого оказывается недостаточно, чтобы восполнить потребность любить и быть любимой, поэтому Эма начинает мечтать о ребёнке. Для неё материнство – взаимозависимость и чрезмерная привязанность, которая сносит всё на своём пути; «поток любви», как у Кассаветиса. Лишившись Поло, который стал для неё родным, Эма перенаправляет этот поток в другое русло: с головой бросается в омут полиамории, поджигает предметы на безлюдных улицах и, что самое главное, начинает танцевать реггетон.


«Эма: Танец страсти». Источник: «Экспонента»

 

Реггетон зародился в девяностые годы в Пуэрто-Рико и прошёл непростой путь: долгое время этот стиль считался андерграундным, сталкивался с запретами со стороны органов власти, но вопреки всему, пробил себе дорогу. Неудивительно, что он нашел отклик у Эмы, которая находится в постоянном противодействии окружающим, делает, что ей вздумается и не признает никаких авторитетов, кроме собственного. Остальные персонажи на её фоне обречены выглядеть бледно. Гастон всё хуже справляется со своей руководящей должностью в труппе и точно так же постепенно лишается возможности руководить собственной жизнью – в лучшем случае, он становится в ней артистом кордебалета. Главный танец Эма уже продумала и поставила по своим правилам – все остальные вовлеченные в него люди лишь слепо следуют её движениям, не ведая, какой будет развязка. Только так возможно воплотить в действительность её абсурдный (уровня бразильских сериалов) замысел по возвращению Поло в семью.

«Эма: Танец страсти». Источник: «Экспонента»

Добилась ли Эма своей цели? Ларраин довольно осторожно даёт ответ на этот вопрос. Отказываясь пережить и оставить в прошлом свою трагедию, она выбирает иллюзию семьи – а значит, тихое тление, которое вновь грозит обернуться разрушительным пожаром, если ветер ­эту иллюзию пошатнёт. Но на этот раз опасность миновала: после того, как расступается марево, Эма победителем смотрит в камеру, вновь бросая вызов – на этот раз зрителю, который наверняка в ней усомнился. Осмелится ли кто-то теперь сказать, что она равнодушная и беспечная мать? Навряд ли.



Фильм «Эма: Танец страсти» можно посмотреть в онлайн-кинотеатрах.

 

Екатерина Хромова



 

Рекомендуем

Не буди лихо ("Мумия" реж. Алекс Куртцман)
Кино. Личность. Ксавье Долан
Премьера оперы Вольфганга Амадея Моцарта «Милосердие Тита»
Кино. Классика. "...А зори здесь тихие"
Всероссийская акция «Ночь музеев-2018»
Прощальная песня («Джуди» реж. Руперт Гулд)
Леонид Утесов: от уличного музыканта до Народного артиста СССР
MERCEDES-BENZ FASHION WEEK RUSSIA 2013 ПОКАЗ MARI AXEL
Джон Китс: «О, если б вечным быть, как ты, Звезда!»
Право шагать небесными маршрутами