Партнеры Живи добром

Американская фантастика Джона Кэмпбелла


Отец «золотого века» американской фантастики родился в совсем непримечательном месте в совсем непримечательное время. Ньюарк штата Нью-Джерси был обычным маленьким городком, где никогда ничего не происходило. Возможно, на будущее Джона повлияло двойственное воспитание родителей – сурового сдержанного отца и эмоциональной, но вспыльчивой матери.

Также одной из ключевых фигур детства являлась сестра-близнец его матери, которая не очень любила отпрыска родственника – очень много плохих воспоминаний писателя связано именно с этой злой копией своей матери. Тем не менее, как и у любых других детей, у Джона были свои увлечение, пусть и не совсем детские – литература, наука, и даже фантастические теории космических полетов. Его сверстникам тоже нравилось увлечение друга, ведь всегда можно было положиться на приятеля, который будет рад починить какое-либо электрическое оборудование или тот же велосипед.

По исполнению совершеннолетия, юный Джон поступает в Массачусетский технологический институт, где у него складываются теплые отношения со своим преподавателем Норбертом Винером – будущим основоположником теории об искусственном интеллекте. Но в 1930 году проваливает экзамен и с поддержкой родителей заканчивает в 1932 году уже Университет Дьюка. Будущий писатель был настолько влюблен в ядерную физику, что в 1947 году даже выпускает книгу «Атомная история». Постепенно, перепробовав множество разных ремесел, приступает к постижению литературного искусства.

campbell.jpg

В 1928 году Джон Кэмпбелл начинает пробовать перо писателя фантаста, результатом чего становится «Вторжение из бесконечности», который был утерян редактором журнала, в котором должен был публиковаться. Таким образом, дебютом, получившим огласку, появляется в 1930 году рассказ «Когда рушатся атомы», который быстро превозносит автора на вершину литературного олимпа. «Острова Вселенной», «Всемогущая машина», «Захватчики из бесконечности» лишь повторяли успех первого произведения Кэмпбелла. Все эти и другие романы были переизданы в 1950-60-х годах.

Более серьезные работы Кэмпбелл публикует под псевдонимом Дон А. Стюарт, придуманный от имени и девичьей фамилии своей жены Доны Стюарт, с которой жил с 1931 по 1949 год. Так выходит в свет рассказ «Сумерки», «Машина», «Пришельцы» и многие другие. Под своим же именем выходит только серия статей о Солнечной системе, а позднее и множество других научных статей выходят под псевдонимом «Артур Маккен».

В 1937 году Джона Кэмпбелла приглашают стать помощником редактора в «Поразительные истории особенной науки», чьим редактором он становится через год и меняет название на «Поразительная научная фантастика». Там же он остается работать до своей смерти. Под крылом «фантастики» росли такие великие авторы, как Лестер дель Рей, Теодор Старджон, Роберт Хайнлайн, Альферд Ван Вогт и многие другие.

da919cae7e28b6724a95e5898afb7451.jpg

Как главный редактор, Кэмпбелл был очень придирчив к работам своих подопечных, издавая только те произведения, где был достигнут синтез «настоящей» науки, высокого художественного чувства и акцента на влияние научно-технического прогресса на жизнь социума. Несмотря на свою строгость, он позволял печататься всем талантливым, на его взгляд, авторам.

Во времена войны Джон Кэмпбелл начал интересоваться многими околонаучными теориями вроде телепатии и экстрасенсорики, также в 1949 году у него вызвала интерес наука «дианетика». Все его увлечения влияли на журнал, и не с лучшей стороны – популярность его журнала начала падать, не выдерживая конкуренции с журналами вроде «Галактики» и «Журнала фэнтези и научной фантастики», но все еще держась на плаву и пользуясь авторитетом одного из важнейших литературных изданий.

WernherVonBraunANDWillyLey565.jpg

Как ни странно, писатель-фантаст всю жизнь прожил в одном месте – Маунсайд (штат Нью-Джерси) вместе с женой Маргарет Уинтер, узами брака с которой был связан в 1950 году и с которой у них было трое детей. Смерть настигла автора внезапно – в 1971 году он умирает от сердечного приступа во сне. Это печальное известие заставило общественность

запечатлеть имя Кэмпбелла в истории, организовав в 1973 году две премии его имени(«Мемориальная премия Джона В. Кэмпбелла» и «Премия Джона В. Кэмпбелла».

Его научный и писательский талант настолько огромен, что до сих пор выходят книги и фильмы, посвященные самому автору или его произведениям. Этот великий человек стал первопроходцем научной фантастики, и даже сейчас многие начинающие таланты пытаются подражать лишь ему.


Рытикова Кристина



 

Рекомендуем

Аркадий Аверченко. Человек, который смеялся
Классика жанра. Лев Николаевич Толстой
M2M Russian Open: итоги первого раунда
Лувр - колыбель мирового искусства
Николай Доризо: «Мне постоянно везло»
Анатолий Папанов. Комик или не комик, вот в чем вопрос…
Виль Липатов. Неоправданно забытый
Лаборатория моды Славы Зайцева на MBFW Russia осень-зима 17/18
Фольклор с большой драматургией
Дэвид Духовны: «Я вырос, думая, что я русский»