Партнеры Живи добром

«Денег не будет», или о преимуществах птичьего языка («Свистуны» реж. Корнелиу Порумбойю)




Посреди синего океана есть дивный скалистый остров с певучим названием «Ла Гомера». И помимо зверей и рыб там живут удивительные люди, не знающие забот и обладающие тайным, почти утраченным умением – говорить на таком языке, который могут понять лишь птицы. Благодаря ему они могут передавать зашифрованные сообщения на огромные расстояния и общаться друг с другом, минуя преграды в виде горных вершин и глубоких ущелий. Эти люди – бандиты, потомки тех контрабандистов, что пару столетий назад прятали в этих краях награбленную добычу. Лишь ветру над морем известны те тайны, что были здесь скрыты когда-то. А чудесный язык, на котором они говорят, – отдающийся эхом по скалам язык свиста эль сильбо.

Сюда в самом начале и прибывает на ослепительно желтой яхте под знаменитую песню Игги Попа невозмутимый румынский полицейский Кристи в исполнении актёра Влада Иванова. И, что ещё более удивительно, перед нами – румынский фильм. То обстоятельство, что примерно его треть происходит на далеких Канарских островах, ровным счётом никого не смущает. Также как и то, что всё вышеперечисленное современным румынским фильмам совсем не свойственно. Так и тянет сказать, что пресловутая «румынская новая волна» словно разбилась о скалы Ла Гомеры, но удержимся. Для режиссёра Корнелиу Порумбойю это не столько вызов, сколько простое и понятное желание попробовать что-то абсолютно новое, чего он не делал до этого. А язык сильбо гомера – не вымысел и существует на самом деле.

"Свистуны". Источник: Русский Репортёр


Итак, перед нами – редкий образец «умного жанрового кино», в котором остросюжетный полицейский нуар встречается с криминальной трагикомедией. Но, честно говоря, в случае со «Свистунами» совсем не хочется умничать – потому, что та прекрасная простодушная наивность, с которой Порумбойю предается этим тонким жанровым играм, не скатываясь в пародию, просто восхищает и приводит в настоящий детский восторг с первого и до последнего кадра. Как ребёнок, он радуется каждой своей удачной находке, а каждую отсылку или цитату не только не скрывает, а наоборот специально подчеркивает – как будто для того, чтобы у зрителя не оставалось никакой возможности её не узнать. На протяжении фильма с разной степенью точности будут процитированы и «Психо» Хичкока и «Выход рабочих с фабрики» братьев Люмьер. А сцену погони из знаменитых «Искателей» Джона Форда (где, оказывается, тоже свистят!) Порумбойю позволит себе показать почти целиком, во время тайной встречи двух героев в кинотеатре.


"Свистуны". Источник: Русский Репортёр


В компактные полтора часа благодаря размашистой режиссуре уместятся погони и перестрелки, подставы, наркотики и взятки, роковая связь главного героя с прекрасной женщиной по имени Гильда (ещё одно неслучайное имя) и, конечно же, краткий курс обучения свистящему языку. А время будет идти исключительно по прихоти режиссёра – в «Свистунах» хронология и последовательность событий намеренно перепутаны, и повествование делится на главки по именам и количеству действующих лиц. У каждой свой яркий незатейливый цвет и разная продолжительность. Действие мгновенно перемещается с солнечных Канарских островов в угрюмый Бухарест, хорошо отражая полную растерянность главного героя, кажется, до самого финала совершенно не понимающего, что же происходит вокруг. Занятно, что полицейский с таким же именем уже становился у Порумбойю (лингвиста по образованию) главным героем в его картине десятилетней давности с говорящим названием «Полицейский, имя прилагательное». И тот фильм был посвящен проблеме поиска коммуникации между людьми.

"Свистуны". Источник: Русский Репортёр

В «Свистунах» эта тема также выходит на первый план, вместе с общим ощущением абсурдности человеческого существования. И, несмотря на всю свою заморскую экзотику, эта картина по своей природе универсальна и будет понятна всем. Потому что ещё это кино о внутренней свободе и о преодолении любых искусственных границ и правил. И о любви, которая эту свободу даёт. Действительно, что тут вообще может быть неясно? Герой ведёт сложную двойную игру, и над ним весь фильм нависает опасность быть разоблачённым одной или другой стороной. На кону то ли 30, то ли 40 миллионов евро, виртуозно спрятанных в матрасах на фабрике, подельник, которого с помощью свиста нужно вытащить из тюрьмы и любимая женщина в плену у злодеев, которую нужно спасти от гибели любой ценой. За кадром звучит упоительная музыка, от «Каста Дивы» до «Кармина Бураны» и Чайковского, и весь фильм дышит искусственным пафосом как оперная ария, а его изумительная концовка напоминает ни много ни мало начало «Манхэттена» Вуди Аллена. И почти на каждом шагу нас поджидает самый настоящий катарсис. Над ложным пафосом своей картины Порумбойю беспрестанно иронизирует – как, например, в сцене, где его любимый герой оказывается в безвыходном заточении, а по телевизору в этот момент полным ходом идёт старый румынский сериал про комиссара Микловани, который совершает побег. Иногда этот остроумный хулиганский подход даже может напомнить Тарантино, причём в диапазоне от «Бешеных псов» и вплоть до «Однажды в Голливуде». Достаточным будет сказать, что ключевая сцена в «Свистунах» развернётся в декорациях вестерна на заброшенной киностудии. Хотя, конечно, это удивительное совпадение, потому что последнюю картину Тарантино Порумбойю до съёмок видеть никак не мог – ведь оба фильма впервые были представлены в основном конкурсе Каннского кинофестиваля только в прошлом году. 



"Свистуны". Источник: Русский Репортёр

 
Но самое прекрасное, что все эти множественные цитаты и отсылки, из которых Порумбойю наподобие пазла собирает свой новый фильм, становятся у него только лишь вспомогательным стройматериалом для чего-то большего. «Свистунов» невозможно упрекнуть в какой бы то ни было банальности или вторичности, их необыкновенная свежесть и оригинальность подкупают, а детская непосредственность просто-напросто обезоруживает. И вслед за киногероями так хочется верить, что в любых обстоятельствах стоит только свистнуть, - и тебе обязательно придут на помощь.

И бывает жаль немного, что никак - ни мне, ни вам! - не найти нигде дорогу к этим славным островам! Ведь если бы в нашем невыдуманном мире можно было также легко воспарить из серой московской зимы и оказаться где-то на другом конце света под переливающимися всеми цветами радуги светящимися деревьями – наверное, тогда мы были бы также счастливы, и верили бы в жизнь после смерти. «До встречи в Сингапуре». Приготовьтесь свистеть или молчите вечно. Потому что любые слова здесь бессильны.

"Свистуны". Источник: Русский Репортёр

«Свистуны» – в кино с 20 февраля.

 

Иван Цуркан



 

Рекомендуем

Книга, после которой смотришь на мир по-другому Рубен Давид Гонсалес Гальего. Белое на черном
Дамы и господа, внимание! Представляю вам женщину, «сделавшую из американских артисток простых русских баб»!
Кино. Премьера. Бэтмен против Супермена: На заре справедливости
Теодорос Ангелопулос. Трилогия Границ
XXIV Международный фестиваль «ЗЕМЛЯ. ТЕАТР. ДЕТИ»
Парк имени Ланы Дель Рей
XXXIX ММКФ. "Карп отмороженный" Владимира Котта
Укрощение космоса («Время первых», реж. Дмитрий Киселев)
Оскар Нимейер — грани архитерктуры будущего
Кино. Оскар-2016. "Кэрол"