Партнеры Живи добром

Театр в кино и дома: как театральные постановки стали доступны для всех


Уже шесть лет в кинотеатрах России можно посмотреть не только фильмы, но и спектакли. Их показывают по всему миру, в том числе и в прямом эфире. Каждый год к этому международному проекту присоединяются новые театры.  

Конечно, показ записанных спектаклей – явление не новое. Ещё в СССР по телевизору можно было увидеть постановки лучших советских театров со знаменитыми актёрами. Канал «Культура» до сих пор показывает старые спектакли и новые, а также оперу и балет.  

За рубежом тоже уже давным-давно записывают спектакли для архивов. В лондонских архивах, к примеру, можно увидеть постановки полувековой давности. Сейчас записываются практически все британские спектакли – в первую очередь, для будущих режиссёров, дизайнеров сцены, и прочих театральных работников. Посмотреть архивные записи может, впрочем, любой желающий – для этого надо заранее договориться об организации показа. Но вот о том, что можно смотреть постановки в кино не задумывались до 2006 года.  

Первопроходцем в деле показов спектаклей в кино стал театр Метрополитен Опера. 30 декабря 2006 года в Нью-Йорке прошла первая прямая трансляция оперной постановки, для этого события выбрали «Волшебную флейту». Вместе с проектом The Met: Live in HD театр запустил круглосуточный радиоканал с прямыми трансляциями и архивными записями. Сервис Met Opera on Demand позволил по абонементу смотреть любые записанные постановки, а также устраивал бесплатные показы на Таймс-сквер и в Линкольн-центре.

Проект The Met: Live in HD длится уже 12 сезонов и охватывает 64 страны. Оперу прямиком из Нью-Йорка смотрит более 12 млн. зрителей, в том числе и из России – мы присоединились к проекту в 2011 году. Примеру Мет последовали театры Ла Скала, Ковент-Гарден, Парижская опера. В 2010 году начался показ балетных спектаклей Большого театра за рубежом, а в России – в 2013.


"Волшебная флейта"


Британские спектакли стали доступны для домашнего просмотра, когда в 2009 году открылся сервис Digital Theatre. Он даёт возможность купить постановки по подписке, либо взять их напрокат на 48 часов. Сервис предлагает как новые спектакли со всей Великобритании, так и старые, 1970-1990-х годов. А вот в июне того же 2009 года британский театр наконец-то попал в кинотеатры. Старт проекта National Theatre Live ознаменовался трансляцией спектакля «Федра» с Хелен Миррен. Изначально проект был посвящён исключительно постановкам Королевского Национального театра, но вскоре к нему присоединились десять других площадок Британии. Сейчас жемчужины британской сцены показывают в более чем 2000 кинотеатрах по всему миру, а смотрят их свыше 5.5 млн. зрителей. Крупнейшей прямой трансляцией стал «Гамлет» с Бенедиктом Камбербэтчем – эту постановку в прямом эфире посмотрело более 500 тысяч человек.

В России показами из Метрополитен Опера, и из британских театров занимается проект TheatreHD, запущенный в 2012 году. Его миссия – «дать возможность каждому человеку увидеть на экранах кинотеатров шедевры мирового театра, не покидая родной город». И это – главное достоинство записи спектаклей для показов в кино, выпуска на DVD или онлайн-просмотра.

Такие проекты не просто популяризируют театральное искусство, но делают его максимально доступным. Далеко не каждый может позволить себе съездить в Лондон, Париж или Нью-Йорк и купить билет в лучшие местные театры. Зато билет в кино делает возможным увидеть самые примечательные зарубежные постановки последних лет – большинство из которых, к слову, уже не идут на самой сцене. Такая доступность разрушает и элитарность театра, с которой особенно активно борются, в Великобритании. На показы спектаклей в кино ходит буквально и стар и млад, как бывалые любители театра, так и «новички» – такую возможность увидеть кумиров (среди которых – Дмитрий Хворостовский, Рэйф Файнс и Том Хиддлстон) не хочется упускать.

Конечно, у этого явления есть и критики. Основная их претензия – люди предпочитают комфорт и ходят только в кино (или и вовсе смотрят спектакли дома), а число зрителей непосредственно театров при этом не меняется. Недолюбливают театр в кино и за то, что он уничтожает связь между артистами и зрителем,лишает «ощущения сцены» и превращает театральную постановку в фильм.


"Гамлет"


Большинство, впрочем, не видит в этом ничего плохого. Как написано на сайте National Theatre Live, проект показывает спектакли так, чтобы «зрители в кинотеатрах получили вид с лучших мест». Конечно, что-то неизбежно теряется – смотря такую запись, мы никогда не узнаем, что делают другие актёры, когда показывают крупным планом кого-то одного. Не всегда удаётся оценить сценографию целиком. Зато крупные планы позволяют лучше увидеть игру актёров и разглядеть детали как тем, кто сидит на первых рядах, так и зрителям на галёрке. Тот факт, что постановки всегда записываются во время настоящих показов, как раз помогает не потерять ощущение сцены. Зрители в кинозале или у себя дома объединяются со зрителями в театре, смеются, плачут и аплодируют вместе с ними.

Возможность приобщиться к театру не выходя из дома, с каждым годом становится более доступной. В 2015 году появились сразу два театральных стриминговых сервиса – Globe Player от британского Глобуса и BroadwayHD, на котором можно посмотреть как мюзиклы, так и спектакли. Именно на этой платформе в 2016 году прошла первая в мире прямая трансляция бродвейского мюзикла. Спектакли показывают и на Netflix, а на американском канале PBS каждый год устраивают театральные сезоны с лучшими спектаклями США. Есть и отдельные каналы – например, Medici или Mezzo Live HD, которые показывают не только постановки, но и всевозможные концерты.


"Генрих V"


И даже социальные сети не остались в стороне. Лондонский театр Олд Вик в мае отмечал двухсотлетие масштабной трансляцией в Twitter. А в Instagram транслировали спектакль «Я и ты» с Мэйси Уильямс из «Игры престолов».

Свою главную задачу трансляция постановок определённо выполняет, и театром действительно начинают интересоваться всё больше зрителей. А это, в свою очередь, помогает и самим театрам. Ведь если есть возможность, большинство всё равно отправится смотреть спектакль вживую. А запись позволит пересмотреть любимые постановки – и это ещё одно достоинство.


Мария Баратели



 

Рекомендуем

Богданов, будь человеком! («Селфи» реж. Николай Хомерики)
Вивьен Ли. Унесённая любовью
Лица истории («Подольские курсанты», реж. Вадим Шмелёв)
Маленький народ великого разума. Джон Толкин
Новый альбом Florence and the Machine «High as Hope»
Джейн Остин – загадка британской литературы
Путь к славе по-Челентановски
Топ-6 тенденций сезона
Людмила Петрушевская: кабаре одного автора
Станислав Ежи Лец и его «Непричесанные мысли»