Партнеры Живи добром

Культурное наследие Армении. Минас Аветисян


«Выражать собственные чувства – вот первичная цель художника. Поделиться ими, изображая их на полотне – вот что дает художнику возможность умиротвориться».

Истинный творец всегда показывает миру то, что больше всего его волнует, вызывает у него бурю эмоций и задевает за живое. Неважно, писатель это или художник, режиссер или композитор – все, что представлено на общественное обозрение, несет в себе частицу создателя. В истории армянской живописи одним из самых известных художников ХХ века был Минас Аветисян – ярый поклонник своего отечества и своей истории.

Минас Аветисян.jpg

Он родился 20 июля 1928 года в армянской деревне Джаджур в обычной крестьянской семье. Характер и мироощущение маленького мальчика развивались под мощным влиянием природы Армении, тяжелой и строгой жизни семьи и его народа. С 1947 года Аветисян начал учебу в Ереванском художественном училище Ф.Терлемезяна и последующие семь лет продолжал свое обучение в институте. Поиски себя, своего стиля не давали покоя молодому Аветисяну, и он уехал в Ленинград, два года учился в Институте живописи, ваяния и зодчества имени И.Е.Репина. Но в 1960 году, покинув холодный, северный край, художник вернулся в родные края в Ереван.

Огромный успех пришел к Минасу в 1962 году, после выставки «Пять художников», на которой он смог показать всем свою индивидуальность, неповторимый стиль и взгляд на окружающий мир. С каждой новой картиной художник все больше и больше раскрывался, показывая миру то, что его интересует. Минас не останавливался на чем-то одном. Более 20 фресок и дюжины театральных представлений дают понять о широком таланте одного человека. Так чем именно Минас Аветисян отличался от других представителей художественного искусства?

Однозначно, это любовь к родине и привязанность к своим корням. Нелегкая жизнь армянского народа, его семьи и деревни, в которой он вырос, укрепила родственные связи Аветисяна с прошлым. На первых его работах можно увидеть горные пейзажи в ярких, палящих цветах окружающей природы. Если он рисовал людей, то в них можно было увидеть твердость, стойкость закаленного характера, которую он выражал только изгибами линий. Такими можно увидеть его картины «Мои родители» или «Девушка с платком», в которых фигуры людей сливаются в единое целое с природой. А вот в своих автопортретах Минас всегда показан полностью раскрытым, со всеми душевными переживаниями, мыслями и ощущениями. Со временем к яркой палитре динамических мазков добавились более темные и трагические цвета, которые можно уловить в картине «Дорога. Воспоминание родителей» или «Женщины среди деревьев».

Дорога. Воспоминание родителей.jpg

После персональной выставки 1968 года, которая явилась итогом раннего периода деятельности Минаса, изменилась манера кисти художника. Широкие мазки и насыщенные цвета сменились некоторыми принципами кубизма, изобилием фактуры и экспрессивной глубиной полотна.  Его картины «Женщина со светильником», «Художник и модель», «Девушка с книгой» и другие в новом стиле существенно отличались от предыдущих работ. Новые техники, новые цвета и формы убедительно указывают на то, какой богатый внутренний мир у Аветисяна, и как он широко использует свои собственные чувства.

девушка с книгой.jpg

Пожар в собственной мастерской внес изменения в технику Аветисяна. Потеряв все, что создавалось на протяжении десяти лет, Минас Аветисян снова начал творить. Но теперь в его работах появился черный цвет, который символизировал то, что было на душе у творца: грусть, смятение, трагедия.

В 1975 году трагически оборвалась жизнь Минаса Аветисяна, попавшего под колеса автомобиля. Его работы, оставшись навечно, не перестают передавать нам силу собственных чувств художника, его любви к родному народу и краю. Картины хранятся не только в родной Армении, но и далеко за ее пределами. Это означает высокий статус и значимость Минаса Аветисяна как творца, создателя и художника.


Римма Бадыкшанова




 

Рекомендуем

Кино. Премьера. «По небу босиком» или Ребрендинг по-кавказски
10 жизней Ренато Гуттузо
XXXVIII Московский международный кинофестиваль
«Птица Спасенья» Лидия Вертинская
XVIII New British Film Festival. "Бесит быть нормальным"
Тот самый Леонид Ярмольник
Кино. Классика. "...А зори здесь тихие"
О чем говорят пришельцы ("Прибытие" реж. Дэни Вильнёв)
DAILY Книга: Джон Фаулз. Любовница французского лейтенанта
Роберт Рождественский. Романтик советской эпохи