Партнеры Живи добром

Йос Стеллинг и его Душ(к)а


Йос Стеллинг


«Режиссеру очень важно быть маленьким, не выше 170 см. Когда ты маленький, то тебе есть куда тянуться. Одеваться в темные тона – еще один из признаков настоящего кинематографиста, ведь он же всегда находится по ту сторону экрана, за кулисами, в темноте. Курение помогает. И, конечно, режиссер должен быть полулысым и носить очки». Йос Стеллинг, широко известный в узких кругах, всегда сочетает в своих фильмах юмор с глубокой философией, комедию с трагедией, иронию с простодушием. И так же, как в этом полусерьезном, полушуточном совете, в его фильмах можно найти и черное, и белое, но никогда - серое.

Йос – режиссер-самоучка; и его история началась еще в детстве, необычным и оригинальным способом. Учась в гимназии для мальчиков, он как-то раз нашел кусок 35-миллимитровой ленты, спрятал ее в коробку и после всегда носил с собой. Одноклассники постоянно спрашивали у него, что в коробке, а Йос выдумывал разного рода сюжеты, один абсурднее другого. Так Стеллинг в первый раз примерил на себя роль рассказчика и понял, что хочет стать режиссером. Теоретическим и практическим знаниям он обучался сам, поскольку в Нидерландах в то время не было никаких киноакадемий.

А когда пришла пора снимать первый фильм, Йос за неимением материальных средств награждал свою команду очками. Путем коллективных стараний был создан «Марикен из Неймегена» (1974), который, к счастью всех работающих над ним, оказался невероятным успехом и был даже отобран в основную программу Каннского фестиваля. Что не так уж и удивительно: Стеллинг имеет особое чувство кадра, невероятно важное для кинематографиста, и во всех своих фильмах он рассказывает истории больше через визуальные приемы, нежели вербальные. Зрителям же остается только еще более внимательно вглядываться в детали, чтобы отыскать ту информацию, которую в обычном массовом кино передают словесными диалогами. Возможно, требовательное и уважительное отношение к своей публике в сочетании с необыкновенно абсурдистским сюжетом и принесло одному из следующих фильмов - «Иллюзионисту» (1983) мировую известность, а «Стрелочнику» (1986) – место в ста лучших картинах за всю историю кино.

Йос Стеллинг не работает над своими проектами в спешке и, скорее наоборот, считает, что наличие времени – одна из самых важных составляющих для качественного фильма. Например, выпуск самой масштабной для Стеллинга картины «Летучий голландец» (1995) затянулся почти на целую декаду. Так что в копилке маэстро не так много работ, и выходят они, может быть не так часто, как нам бы хотелось. Но зато ожидание каждой новой картины стоит эстетического удовольствия полученного позже.

Помимо полнометражных фильмов, Йос снял и несколько короткометражек, которые концентрируют в себе самое лучшее, что получается у Стеллинга: неординарный сюжет, юмор и ирония, метафоричный киноязык. «Зал ожидания» (1996), «Бензоколонка» (2000), «Галерея» (2003) – своего рода эротическая трилогия о взаимоотношениях противоположных полов. «Если у вас есть мужчина и женщина, у вас уже есть история» - любит говорить нидерландский режиссер. И его короткий метр отлично подтверждает его собственные слова. Ни в одной из короткометражек нет диалогов – разговоры здесь просто излишни.

Поздний период творчества Стеллинга – самый приятный для нашей страны. Это время, когда Йос пытается разгадать тайны русской души и с головой погружается в нашу культуру. Два последних его фильм «Душка» (2007) и «Девушка и смерть» (2012) – будто бы метафоричные признания в любви России, чертовски трогательные признания. К этим картинам можно возвращаться за напоминанием о том, что прекрасного и особенного таится в наших сердцах, или за порцией доброго приглушенного смеха. Ну и еще может полюбоваться на русских актеров в картинах зарубежного классика.

На самом деле, кино Йоса Стеллинга – это не только про искусство, но и про жизнь. «Проблемы – это замечательно, это значит, что нужно бороться» - именно с такой установкой мастер создает свои фильмы и именно об этом в них же и рассказывает. И, пожалуй, у Стеллинга можно научиться еще одной простой истине: если что-то идет не так, то это обязательно запомнится. А чего еще мы хотим, как не оставить след?


Йос Стеллинг


Влада Лодеск



 

Рекомендуем

Мэрилин Монро — икона стиля, гламура и шика
Шокирующая правда о жизни Жерара Депардье
Круглый стол «Революционная Франция и мир»
Кровь и слезы ("Аритмия" реж. Борис Хлебников)
Техники развития памяти
Russian Fashion Award - Премия "Мода России"
Кино. Премьера. "Большой и добрый великан"
Режиссер Ян Гэ представила фильм «Троица» в рамках основной программы «Кинотавра»
Кино. Премьера. "Чистое искусство"
Трагедия Бартоломео Франческо Растрелли