Партнеры Живи добром

67-й Берлинский Кинофестиваль. "Ужин", реж. Орен Муверман


Орен Муверман, Лора Линни, Ричард Гир и Стив Куган на Берлинале


Пол (Стив Куган) мягко говоря, не очень любит людей вообще, а свое брата Стэна (Ричард Гир) в частности. Стэн всегда был маминым любимчиком, чем он всегда пользовался и настраивал строгую мамашу против брата. Во всяком случае, так утверждает Пол в одном из флешбэков.  Без них здесь не обойтись – конфликт, решаемый за столом, назревал много лет. Поэтому зрителю надо многое рассказать, чтобы он понял, почему так сильно злится Пол и почему так терпелив к выпадам брата Стэн.

Если вы ждете мощной драмы в духе «Кто боится Вирджинии Вульф?» или что-то типа «Резни», где действие происходит в закрытом пространстве и завораживает актерской игрой, то не в этот раз. Дело в том, что фильм основан на романе, а не на пьесе, поэтому оставаться в пределах ресторана не получится. Герои пытаются поужинать и не могут (почти как в «Скромном обаянии буржуазии» Бунюэля), пытаются поговорить о том, ради чего собрались и не могут. Только пьют много, чтобы язык наконец-то развязать. И когда стол заполнился пустыми бокалами до предела, зритель узнал все, что надо о жизни семьи до этого момента, дальше уже терпеть невозможно, больше ничего не подадут, надо решать вопрос или идти домой. Неловкая пауза за столом протяженностью в ¾ фильма закончится, начнется действие.

Романа Германа Коха до Овермана переносили на экран дважды. Актеры честно признались, что предыдущие фильмы не смотрели и если посмотрят, то нескоро, а режиссер подчеркнул, что не собирался делать ремейк, а экранизировал роман. Тема книги действительно актуальна, поэтому так привлекает внимание кинематографистов. Дети Пола и Стэна, развлекаясь, сожгли заживо бездомную женщину. И сняли это на видео.  Ролик загрузил в интернет чернокожий приемный сын Стэна Бо, не принимавший участие в убийстве. Лица в ролике скрыты, но Бо грозится залить полную версию. Как такое произошло? Почему в обеспеченной и благополучной с виду семье дети способны на такие зверства? Как всегда виноваты родители. Конечно, Пол может и не станет убивать людей, но послушайте, что он говорит детям на уроке, как он себя с ними ведет. Он может и не расист, но… В картине эта злость к окружающим людям обусловлена психическим заболеванием. В таком случае она вполне могла передаться по наследству сыну. Для старшего поколения слова, для младшего уже действие. На пресс-конференции Ричард Гир сказал, что с момента выдвижения Дональдом Трампом кандидатуры на пост президента США в стране резко возросло количество преступлений на почте ненависти, что слова «террорист» и «мигрант» стали равнозначны для простых американских граждан. Вот от опасности этой ненависти, актеры и режиссер нас предостерегают. Но ненависть эта не появилась вместе Трампом, это Трамп появился в результате этой ненависти. Это поколение ненавидящих всех втихомолку Полов, только притворяющихся толерантными, породило поколение, которое уже даже не будет и притворяться.

Тема картины и персонаж Ричарда Гира (сенатор, баллотирующийся в губернаторы) заставило искать журналистов параллели с президентом США. Но режиссер напомнил прессе, что картина снята по роману, написанному до появления Трампа на политической арене, а Ричард Гир отшучивался, дабы не развивать пустые разговоры на популярную тему. Герой Гира, пожалуй, самый интересный в картине. Он единственный обладает волей разрубить Гордиев узел, обнулить все, покаяться за себя и за детей, признать ошибки и начать все сначала. Он оказывается, совсем не таким, каким его видит брат. Напротив, он всегда поддерживал его и старался помочь. Стэн решает снять свою кандидатуру на пост губернатора и объявить о том, что сделали дети. Но, как выяснится, это всего лишь минутная слабость и неуверенность в своих силах. Как только цифры голосов взлетели вверх, былая решимость исчезла.

Премьера фильма символично прошла в Берлине. В романе персонаж Стива Кугана, учитель истории, увлекающийся историей мировых войн, отправляется в Берлин изучать Вторую мировую войну. И после посещения памятников жертвам нацизма, полей сражения, болезнь Пола обостряется.  В картине же, действие которой перенесено в США, Пол отправляется в Геттисберг, место самого кровопролитного сражения Гражданской войны. Образ гражданской войны точно подходит к финалу картины, когда Стив Куган во имя любви к своей семье собирается совершить зло семье своего брата.

При всей актуальности идеи, тем более что заслуга здесь принадлежит книге, фильм затянут и скучноват. Нелегко пробираться к финалу сквозь бесконечные флешбеки.  Даже замечательные актеры не спасают, да им только в конце и дают разыграться. Формула «чем лучше книга, тем хуже фильм» сработала и в этот раз.


"Ужин"


Михаил Мосягин



 

Рекомендуем

Кризисные углы современности ("Квадрат" реж. Рубен Эстлунд)
Федор Петрович Толстой. История о том, «как в одном русском человеке соединилась вся Академия Художеств»
Уникальные рисунки пещеры Шове: наши предки были творцами
Первый зритель в фокусе. Церемония вручения премии гильдии кинооператоров союза кинематографистов России
Выставка «Коллекция Морозова. Русская живопись XIX-XX веков из частного собрания»
Живопись Владимира Маковского
Бескрайние просторы психики («Сибирь», реж. Абель Феррара)
Театр и Революция: обновление эстетики
Гала-концерт лауреатов Международного конкурса Елены Образцовой
Печать великих лет Веры Мухиной