Партнеры Живи добром

Древнерусское лицевое шитье. К 100-летию ВХНРЦ им. академика И.Э. Грабаря


Даты проведения: 1 февраля — 23 марта 

Вернисаж с приглашением прессы: 1 февраля в 17:00

Место проведения: Выставочный зал ВХНРЦ им. академика И.Э. Грабаря

Москва, ул. Радио, д. 17, к. 6


    кат1_Покров_Святой_Леонтий_Ростовский_кон1470х-нач1780х_Ростовский_Кремль_low.jpg

В 2018 году крупнейший в России реставрационный центр, основанный после революции по инициативе художника и историка искусства Игоря Эммануиловича Грабаря, отмечает 100-летний юбилей. На протяжении века сотрудники Центра принимали активное участие в формировании и сохранении музейного фонда, способствовали созданию реставрационных мастерских в большинстве крупнейших музеев России, и фактически стали основоположниками ключевых направлений научной реставрации. Выставки, лекции, мастер-классы и другие события, которые пройдут в течение года, будут рассказывать о деятельности двенадцати мастерских Центра и позволят узнать некоторые секреты работы реставраторов. 

Первая выставка юбилейного года посвящена уникальным древнерусским памятникам лицевого шитья. 27 предметов, датируемых 2-й половиной XV — концом XVII века, поступили в Центр Грабаря из одиннадцати региональных музеев и были возвращены к жизни в мастерской реставрации тканей. Эта мастерская — одна из старейших в структуре Центра Грабаря. Свою деятельность она начала 1 августа 1919 года как мастерская по ремонту древнерусского шитья при Комиссии охраны памятников искусства и старины Троице-Сергиевой лавры. И хотя сегодня здесь реставрируются разные виды музейных тканей, выставка отдает дань первоначальному историческому назначению мастерской.

кат4_Воздух_Се_Агнец_1562-63_Вятский_худож_музей_low.jpg

Лицевое шитье пришло на Русь вместе с принятием христианства. Сам термин произошел от слова «лик». Это изобразительное искусство, близкое иконописи, но основой и фоном здесь служат ткани, а красками — разноцветные шелковые, серебряные и золотные нити. Шитье металлическими нитями дает эффект золотого оклада. Драгоценное убранство часто дополняют жемчуг и камни. Литургические ткани с лицевым шитьем, а также пелены, хоругви, покровы на раки святых были очень дорогими, и лишь крупные соборы и прославленные монастыри хранили в своих ризницах подобные произведения. 

кат6_Пелена_Се_Агнец_сер17в_Вятский_худож_музей_low.jpg

Значительная часть выставленных предметов в процессе реставрации получила новую атрибуцию и была введена в научный оборот. Некоторые из них экспонируются впервые.

Наиболее древний памятник в экспозиции — покров «Св. Леонтий Ростовский», выполненный в конце 1470-х — начале 1480-х годов для украшения белокаменной раки святого в ростовском Успенском соборе. По всей видимости, это первый лицевой покров с образом святого, и его разрушение началось еще в XVII веке во время польской интервенции и более позднего пожара в соборе. 

Еще один выдающийся памятник — воздýх «Се Агнец, с Богоматерью Орантой» середины XVI века из Вятского художественного музея имени Васнецовых. Воздух был вложен в Вознесенский монастырь Нижнего Новгорода казанским воеводой князем Юрием Ивановичем Темкиным-Ростовским. Благодаря изображению «Богоматери Оранты» на нижней кайме возникает аллюзия с «Вознесением» — праздником, которому был посвящен собор.

кат7_Пелена_Богоматерь_Коневская_Кон16в_Сергиево-Посад_муз-заповедник_low.jpg

Столичными мастерами, близкими кремлевскому кругу, исполнена пелена «Богоматерь Коневская, с избранными святыми» из Сергиево-Посадского музея-заповедника. Святые, изображенные на пелене, — Федор Стратилат и Мария Магдалина — обычно изображались на многочисленных вкладах Бориса Годунова и его жены Марии Григорьевны. На пелене нет святого Бориса, а также дочери Ксении — вероятно, пелена была частным вкладом Марии Григорьевны в Троице-Сергиев монастырь до воцарения Годунова. Федор Стратилат — святой ее сына Федора Борисовича, родившегося в 1589 году, а Григорий Богослов — отца Григория Лукьяновича Скуратова-Бельского (больше известного как Малюта Скуратов). Всплеск почитания иконы «Богоматерь Коневская» в конце XVI века был связан с двумя причинами. Во-первых, икона была одной из двух святынь, почитавшихся главными заступниками Русской земли в войне со Швецией. Во-вторых, в 1593 году исполнилось 200 лет принесения святым Арсением иконы Богородицы с Афона в основанный им монастырь на острове Коневец на Ладожском озере. Среди ряда известных изображений «Богоматери Коневской» пелена занимает исключительное место — только она передает характерные стилистические черты несохранившегося первоначального образа, памятника итало-византийского искусства.

кат13_Рождество_Богородицы_нач1650х_Сольвычегодский_историко-худож_музей_low.jpg

Отдельный блок в экспозиции посвящен лицевому шитью мастерской «именитых людей» Строгановых. По своим художественным качествам, по числу и разнообразию сюжетов, строгановское шитье превосходит все мастерские XVII века и знаменует расцвет этого средневекового искусства накануне Нового времени — Петровской эпохи. На выставке представлены одиннадцать произведений, десять из них относятся к наиболее плодотворному периоду деятельности строгановской мастерской — 1650-м – 1660-м годам, когда ее возглавляла жена Дмитрия Андреевича Строганова Анна Ивановна. Эти памятники были шиты для домового храма Строгановых — Благовещенского собора в Сольвычегодске. Семь пелен с «двунадесятыми» праздниками и две небольшие пелены «Сергий Радонежский» и «Мученик Христофор» были подвесными под иконы, которые выставлялись на аналое в день празднования. Пелена «Богоматерь Одигитрия» также была подвесной, но могла и выноситься во время церковной процессии. 

Хоругвь_Спас_Нерукотворный_сер17в_Сольвычегодский_историко-худож_музей_low.jpg

Участники выставки: Вологодский государственный музей-заповедник; Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых;  Государственный Владимиро-Суздальский музей-заповедник; Государственный музей-заповедник «Ростовский кремль»; Кировский областной краеведческий музей; Музейно-выставочный комплекс «Новый Иерусалим»; Нижегородский государственный историко-архитектурный музей-заповедник; Переславль-Залесский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник; Сергиево-Посадский историко-художественный музей-заповедник; Смоленский государственный музей-заповедник; Сольвычегодский историко-художественный музей.





 

Рекомендуем

Коко Шанель. Женщина – легенда
Чтобы танцевать, как Павлова, нужно быть Павловой! Полная тайн жизнь легендарной балерины
Как перевод книг искажает смысл
Аркадий Аверченко. Человек, который смеялся
Кино. Премьера. "Девушка из Дании"
Кино. Краткая история женщин в российском кинематографе
Новые проекты оркестра «Таврический»
«Vivaldi. Ассоциации» в театре им. В. Ф. Комиссаржевской
Выставка Светланы Мазулевской «Формула любви»
Русский балет – это Марина Семенова