Партнеры Живи добром

Казанский собор – символ русской мощи и зодчества


Прекрасный город Санкт-Петербург подарил нам огромное количество архитектурных шедевров. Так, каждый раз навещая Северную столицу, невольно удивляешься мастерству зодчих. Одной из жемчужин города, его визитной карточкой, стал Казанский собор.


Казанский собор


Построенный на месте небольшой церкви в честь Рождества Богородицы, он своей монументальностью и декоративным богатством стал архитектурным воплощением величия русского народа, символом его силы и мощи. Не зря же говорят, что пока стоит собор – русское оружие непобедимо. Почему? Обо всем по порядку.


В 1799 году Павел I принял решение о постройке нового кафедрального собора, куда поместят одну из главных святынь города – чудотворную икону Казанской Божией Матери.


Казанской она называлась потому, что списана с иконы, найденной в 1579 году в татарской столице среди пепелища после пожара. По приданию девятилетней Матроне Онучиной явилась во сне Богородица и сказала, найти икону среди пепла. Девочка послушалась святую и действительно обнаружила находку на следующий день. О чудотворной силе божественного образа слагались легенды. К сожалению, судьба оригинала печальна, но списки не менее значимы. Один из них стал самой почитаемой церковной реликвией города на Неве. Чтобы создать по-настоящему уникальный архитектурный ансамбль для святыни, был объявлен конкурс на лучший проект строительства собора. Поначалу был утвержден шотландский зодчий Чарлз Камерон, но председатель Российской академии художеств граф Александр Строганов выдвинул идею построить собор силами русских архитекторов и мастеров и только из отечественных материалов. Таким образом, в истории петербургского градостроения появилось имя Андрея Никифоровича Воронихина.


Казанский собор


Выходец из семьи крепостных графов Строгановых, он еще в раннем возрасте проявил способности к творчеству. Заметив талант мальчика, Строганов отправляет его в Москву учиться. По некоторым данным, учителями Воронихина были Баженов и Казаков, а это очень неплохая школа. Проект нового собора было решено отдать юному дарованию. Задача перед ним стояла непростая: император пожелал, чтобы будущий кафедральный храм был выполнен в западных традициях, но с сохранением христианских архитектурных канонов. Основой образа стал Собор Святого Петра в Риме. Но без трудностей не обошлось. По традиции вход в религиозные сооружения должен находиться на западе, а апсида – алтарная часть – строго на востоке. Однако, в силу особенностей места, отведенного под будущую постройку, на Невский проспект выходила северная часть сооружения, то есть парадной стороной, первой попадающей на глаза, становился не вход, а боковая часть храма. Чтобы замаскировать нюансы расположения, Воронихин решает украсить северный край собора колоннадой в форме полукруга, тем самым превращая его в фасад здания. Поэтому это не только декоративный нюанс, но и умелое архитектурное решение для пространственного оформления. Воронихин хотел доработать проект южной полукруглой колоннадой и прямой вереницей колонн, смыкающей с западной стороны два полукружия, но из-за смерти покровителя графа Строганова задумки архитектора не были воплощены в жизнь.


Казанский собор


Примечателен не только экстерьер собора, но и его внутреннее убранство. Иконы писали Крамской, Боровиковский, Карл Брюллов. Отделочными работами руководил Огюст Монферран, алтарь был выполнен из настоящего серебра, которое казаки Платова отбили у французов в Отечественной войне 1812 года.


Казанский собор – храм величия воинской славы Отечества, именно сюда привозили символические ключи от взятых городов, трофейные знамена. Здесь свой покой нашел Михаил Илларионович Кутузов – выдающийся русский полководец.


Воронихин передал в камне мощь и красоту России, умело создав образ монументальности, переплетенный с традициями русского народа. Казанский собор – воплощение религиозного духа Отечества, его силы и величия. И все это архитектор объединил в одном сооружении. 



Дякина Анна



 

Рекомендуем

Необычное собеседование в театре Российской армии: премьера психологического детектива «Метод Гронхольма»
Итоги XVI Международного конкурса им. П. И. Чайковского
Красота против отчаянья ("Призрачная красота" реж. Дэвид Фрэнкел)
Концерт Мариса Янсонса и Дениса Мацуева в Петербургской филармонии официально откроет «Год столетия Даниила Гранина»
Овцы – не то, чем кажутся («Приди ко мне», реж. Малгожата Шумовска)
«История России в зеркале рекламы»
Презентация-дискуссия «Книга и выставка в эпоху перемен»
Бэлла Ахмадулина. «Не все в жизни выбираешь, иное – выбирает тебя»
День Святого Валентина
Иван Дыховичный. Видеть и чувствовать – искусство, данное лишь избранным