Советский человек огромной души
Говорят, человек советский – это, в первую очередь, человек, нацеленный на результат. А еще говорят, что успех отличается от таланта активной деятельностью. Алексей Викторович Щусев был и невероятно талантливым, да к тому же успешным архитектором, и одним из тех, кем можно охарактеризовать эпоху советского искусства. Родился он 8 октября 1873 года в дворянской семье, с детства был мальчиком смелым, уверенным и твердым. Гениев часто судьба проверяет на крепость. И первым испытанием для Алексея, потеряв обоих родителей в 13 лет, продолжать свое развитие. Поэтому он оканчивает гимназию, еле-еле собирает достаточно денег на дорогу в Петербург и в 1891 году поступает в Императорскую Академию Художеств. Там Щусева научили всему классическому, традиционному и вечному; уже позже он сам добавил к этому смелость и дерзость – именно так родился прекрасный художник и архитектор Алексей Викторович Щусев. С его именем мы ассоциируем и неорусский стиль, и конструктивизм, и сталинский ампир. Его творческая карьера началась опять же со смелости, что так свойственно и его искусству. Узнав о смерти генерала Д. П. Шубина-Поздеева в 1895 году, Алексей еще совсем неизвестный и с отсутствием каких-либо рекомендаций, пришел к вдове генерала, предложил свои эскизы и убедил выбрать свой проект. Следующей его работой, к тому же и дипломной, стала «Барская усадьба», за которую Щусев получил Большую золотую медаль и право съездить за границу. Конечно, такой опыт открыл для Алексея абсолютно новые возможности и еще более раскрепощенным сделал его творческую натуру. Там, за границей архитектор вдохновлялся великолепными и внушительными строениями Вены, Лондона, Триеста, необыкновенной и чувственной архитектурой Венеции и Франции. И в том, что поездка повлияла на методы самовыражения Щусева, сомневаться не приходится. Одним из самых крупных проектов Алексея Викторовича были Восточные ворота Москвы – Казанский вокзал, работа над которым велась около 30 лет. Еще никогда до этого Щусеву не приходилось прикладывать стольких усилий, чтобы найти единственно верное и точное решение. Архитектор долго ломал голову над тем, как выбраться из «ямы» Каланчевской площади, ведь хотелось, чтобы весь комплекс прочитывался на одном уровне. Пока, наконец, не решил в самом низком месте поставить самую высокую точку ансамбля – башню. В работе над Казанским вокзалом Щусев проявил еще и собственную любовь к свободе, поэтому комплекс довольно асимметричен, что абсолютно не мешает его целостности, но добавляет жизни в каменный строй стен с помощью игры со светотенью. Сам он так говорил: "Каждый архитектор должен надеяться на то, что ему удастся хотя бы раз в жизни сделать не только удачный проект, но и осуществить его в натуре в полной мере и во всю силу своего таланта". Такой творческой удачей он считал Казанский вокзал. Еще одним, наверное, самым известным проектом Щусева является, конечно, Мавзолей Ленина на Красной Площади. Этот памятник - храм Вождю - получился у Алексея Викторовича очень самобытным, но говорящим самим за себя. Опять же работа была не из легких – эскизы изменялись несколько раз, оригинального решения все не было. И в тот момент археолог Поульсен, специально прибывший в Москву, предоставил Щусеву чертежи египетских пирамид, персидских гробниц, пергамского алтаря и даже зиккуратов – храмовые постройки древних шумеров. Изучив такое многообразие религиозных памятников, Алексей Викторович пришел к гениальной идее чего-то среднего – родился храм Богу коммунистов. Надо признать, что как человеку советскому Щусеву приходилось очень много работать, но он гордо и с удовольствием брался за все заказы, а после дисциплинировано и самоотверженно их выполнял. Алексей Викторович никогда не изменял себе и своим принципам. Возможно, поэтому из его творческих работ рождались такие удивительные, свежие и волнующие образы. Щусев верил в настоящую эстетику, как истинный талант, и создавал искусство ради искусства, как великий гений.
Влада Лодеск |
Рекомендуем |