Партнеры Живи добром

Татьяна Догилева. Света из «Покровских ворот»


Десять с лишним лет назад сериалы в жанре ситком как раз стали набирать обороты в России. Сейчас уже трудно представить себе телевидение без этих однотипных, не обременённых интеллектом персонажей, действия, в которое зритель может включиться хоть с первой серии, хоть с тридцать первой, и, главное, без закадрового смеха, без которого и правда стало трудно сориентироваться, в каком месте следовало бы улыбнуться.

Тогда же таких ситкомов — ситуационных комедий — было не очень много, они были разбиты по каналам и представляли из себя нечто действительно занимательное — некий не совсем ещё отработанный у нас формат, качественно отличавшийся от привычного «мыла». Были «33 квадратных метра» ОСП студии — довольно жёсткий, остросоциальный ситком. Были многочисленные адаптации иностранных сериалов вроде «Моей прекрасной няни» или «Кто в доме хозяин?».

Татьяна Догилева

Такие небольшие эпизоды по 20-30 минут отлично смотрелись и приносили огромную популярность актёрам — как тем, о ком раньше никто не слышал, так и тем, о ком уже давно слышать перестали. В одном из таких ситкомов отечественного образца проявила себя и заслуженная артистка РСФСР Татьяна Догилева, сыграв остроумную и никогда не унывающую мать-одиночку Любовь Орлову из города Бабкинска. Конечно, любим мы её не за это. И всё же, в этой забавной, очень неглупой и, на самом-то деле, невероятно мудрой женщине из сериала «Люба, дети и завод», Татьяне Догилевой удалось во многом показать свой невероятно стойкий, язвительный, но необычайно жизнерадостный характер.

В далёком 1992 году Татьяна Догилева выступила перед большой аудиторией в Останкино. Это показали по первому каналу в рамках программы «Немного о себе». Речь шла об её «хождениях по мукам» во время поступления в театральный ВУЗ. Есть такие актёры вроде Евгения Миронова, в которых поначалу вообще не видели никакого таланта и отправляли восвояси. Но мало кто может похвастаться таким количеством отказов, как Догилева: её не приняли в 4 театральных училищах Москвы, прежде чем в ГИТИСе, наконец, разглядели актрису в этой маленькой и бойкой девушке.

Но примечательна даже не сама история, а то, как Татьяна Догилева рассказывала о своих приключениях. Если бы на вступительных экзаменах требовались не вызубренные стихотворение/басня/проза, а несколько баек из жизни, Догилевой, скорее всего, не пришлось поступать так долго и мучительно. В 2010 году, кстати, актриса издала очень своеобразные мемуары, а, точнее, приключенческий роман, основанный на её жизни, под названием «Жизнь и приключения Светы Хохряковой».

Татьяна Догилева

Несмотря на то что по профессии Догилева всё-таки театральная актриса, именно съёмочная площадка стала для неё основным рабочим местом. Живьём она играла в основном в антрепризе. Главным моментом для артистки была постоянная работа: ставка делалась не столько на качество, сколько на количество картин. По мнению Догилевой, чем больше актёр играет, тем больше шанс стать узнаваемым. Именно узнаваемость способствует появлению хороших и заметных ролей. С таким настроем и в эпизодах Татьяна показывала себя превосходно.

По-настоящему хороших фильмов в биографии Догилевой множество, и, прежде всего, это потрясающая комедия Михаила Козакова «Покровские ворота», где она сыграла достаточно близкий ей образ Светланы из общества «Трудовые резервы». В юности, до того как попасть в студию при Центральном телевидении, Татьяна активно занималась спортом, в частности, художественной гимнастикой. Несмотря на то что роль Татьяне досталась небольшая, она превосходно вписалась в коллектив именитых коллег по цеху.

Ещё одной большой удачей стал фильм «Блондинка за углом», где партнёром Татьяны по площадке стал сам Андрей Миронов. Образ деловой, простой, максимально приземлённой девушки как- то удивительно подходил молодой актрисе. В этом амплуа Татьяна смогла как следует развернуться.

С Олегом Меньшиковым Татьяна сыграла не только в «Покровских воротах», но и в замечательной и светлой драме «Мой любимый клоун» в 1987, и в том же году предстала в паре с Леонидом Филатовым в фильме «Забытая мелодия для флейты». Именно эту роль часто называют главной в её жизни, с которой Татьяна справилась действительно блестяще — её талант отметили не только зрители, но и критики.

Татьяна Догилева

Работая в основном в комедиях и мелодрамах, Татьяна не отказывалась и от фильмов других жанров: «Афганский излом» 1991 года режиссёра Владимира Бортко стал заметной деталью кинобиографии Догилевой.

В 2007 году Татьяна попробовала себя в качестве режиссёра, сняв телевизионный фильм «Лера». В 2015  она работала над фильмом по собственному сценарию под названием «Горизонт».

Татьяна, будучи женщиной с активной гражданской позицией, несколько раз участвовала в различных пикетах и акциях среди людей, борющихся за сохранение Москвы и её исторического облика. Была и среди тех, кто отстаивал Химкинский лес в 2011 году. Публичные выступления чуть не стоили актрисе места в союзе кинематографистов.

Татьяна Догилева зарабатывала свою популярность как спортивный разряд: долгими тренировками, постоянными выступлениями, упорной работой. Она остаётся в сознании зрителя актрисой второго плана, и всё же, бесспорно, хорошей и добросовестной как в театре, так и в кино.



Елизавета Савостьянова




 

Рекомендуем

Кино. Личность. Жан-Пьер и Люк Дарденн
У «Живых поэтов» прошел второй поэтический вечер
Кровавые картины Сандро Боттичелли
Грейс Келли. Вулкан под снегом
KSENIASERAYA / осень-зима 18/19
С низов до вершин: как Марио Тестино начал снимать всю королевскую семью
«Синяя Птица» М. Метерлинка – волшебная феерия К.С. Станиславского
Марсель Дюшан: «Я не верю в искусство, я верю в художников»
ТОГДА / СЕЙЧАС — Вопросы памяти
Rolls-Royce. Столетний дух восторга