Партнеры Живи добром

Виртуальная экскурсия по музею ретро-автомобилей в Москве


музей ретро-автомобилей


Менее чем 150 лет назад люди даже представить себе не могли такое чудо техники, на котором можно будет не только передвигаться самому с большой скоростью, так еще и перевозить грузы. Развитие человечества не стоит на месте, и в конце 19 века появляется эта необыкновенная, неизведанная и непривычная вещь, которую называют автомобилем. Самый первый был изобретен Карлом Бенцем в 1886 году, и это стало поистине переломным моментом в истории автомобилестроения.                     


музей ретро-автомобилей


Однако поначалу самодвижущийся экипаж с бензиновым мотором вызывал у людей только раздражение, пугая всех издаваемым шумом. Вскоре ситуация изменилась: автомобиль стал самой модной новинкой того времени. Никто даже и подумать не мог, что через какое-то столетие с небольшим, автомобили не будут восприниматься как роскошь – это станет обычным средством передвижения. В каждом доме, в каждой семье теперь есть свой личный автотранспорт, и машиной сейчас никого не удивишь. 


Если вы вдруг захотите совершить путешествие во времени и окунуться в мир, где автомобили все еще являются редкостью, где уникальные экземпляры часто имеют не только техническую, но и художественную ценность, то добро пожаловать в музей ретро-автомобилей на Рогожском валу!


В четырехэтажном красном здании в 5 минутах ходьбы от метро «Площадь Ильича» расположился этот удивительный музей, с 2003 года радующий посетителей своей экспозицией. 


Здесь вы можете увидеть богатейшую коллекцию старинных зарубежных и отечественных автомобилей: от уникальных малотиражек и дорогих авто представительского класса — до доступных экземпляров массового производства. 


В музее числятся порядка 240-ка экземпляров, которые располагаются в 5 залах и каждый по-своему интересен:  все автомобили отражают развитие науки, техники и производства своего времени и своей страны, предпочтения людей и модные тенденции. В первом зале представлен довоенный зарубежный автопром, можно увидеть как автомобили дорогих марок, так и более бюджетные. 


Во втором - советский автопром, знаменитая коллекция Москвичей, ГАЗ-ов, ЗИС-ов и других небезызвестных отечественных моделей. В третьем и четвертом зале вы увидите послевоенный европейский, американский и английский автопром, восхитительные машины, созданные в «аэростиле», Кадиллаки, Линкольны, Ягуары, Роллс-Ройсы и Бентли. А пятый зал удивит посетителей – это экспозиция спецтехники – сельскохозяйственной, военной, милицейской - такое разделение на залы делает очень удобным «перемещения» во времени. Но обо этом поподробнее чуть ниже. 


Во все дни недели кроме понедельника с 10.00 до 21.00 по демократическим ценам (взрослый билет 400р., детский 200р., ветеранам, инвалидам и детям до 7 лет – бесплатно) вы можете получить незабываемые эмоции, окунуться в мир ретро-техники и ни капельки не пожалеть! Если вас все еще терзают сомнения по причине того, что вы не особо разбираетесь в машинах, вы ничего не поймете, и вам не будет интересно – отбросьте сомнения в сторону! В музее предлагается заказать экскурсию, во время которой эксперт на доступном языке расскажет интересные факты про экспонаты, и поверьте – интересно будет не только взрослым, но и детям.


Нам удалось поговорить с научным сотрудником музея, Максимом Шевелевым, который с радостью поделился с нами интересными фактами и ответил на все вопросы. 


музей ретро-автомобилей


Расскажите, пожалуйста, чья была идея создать такой музей, и как она возникла?

Начну с того, что музей у нас государственный. К примеру, все остальные музеи ретро-автомобилей – это частные владения, то есть коллекционеры открывают экспозиции на базе своей коллекции. А у нас кроме коллекционных моделей еще очень много государственных, редчайших экспонатов. Наверное, всё-таки, идея была Ю.М. Лужкова, совместно с  московскими коллекционерами. В 2003 году Завод АЗЛК (Автозавод Ленинского комсомола) канул в лету. Скажем так, усилиями каких-то нехороших людей, он перестал существовать. И встал вопрос о том, что нужно спасать коллекцию заводских автомобилей. И Юрий Михайлович с подсказки коллекционеров, которые тоже не хотели, чтобы вместе с заводом пропала и эта замечательная коллекция, решил сохранить ее. Так и открыли музей. В котором первыми экспонатами были автомобили именно из коллекции АЗЛК.


А последующие?

Нам передали экспонаты из некоторых государственных учреждений, например «Мосгортранс», и даже модели из гаража особого назначения. Какие-то автомобили были подарены музею дедушками и бабушками: машины оказались ненужными в силу здоровья, а продавать каким-то торговцам или просто сдавать на металлолом стало жалко. Но это лишь где-то половина экспозиции. Другую часть составляют автомобили частных коллекционеров, которые хранятся здесь по договору.


А каким автомобилем нужно владеть, чтобы его разместили в музее по договору?

Ретро-автомобилем! (Смеется). А таким считается автомобиль, который 30 лет уже не выпускается. Это первое. Второе условие – модель не должна быть сильно массовой, ведь их и так на дорогах полно. Конечно, быть может, вы владеете довольно современным автомобилем, но очень редким (которых было выпущено до 100 штук), тогда вам также открыты двери нашего музея! 


Кто в большинстве случаев посещает ваш музей? 

Очень много среди посетителей маленьких детей: они, конечно же, восхищаются чем-то необычным, как и в любом музее. Хотя всё-таки дошкольники не отдают себе отчета в том, что они видят. Я думаю, что они чисто зрительно воспринимают модели, как красоту. А если брать мужчин или женщин, то женщины гораздо больше интересуются ретро-автомобилями. 


С чем это связано?

Сложно сказать. Вот, например, если приходят школьники на экскурсию, то мальчики просто бегают по залу и «гыгыкают», им на все наплевать. В свою очередь, девочки внимательно слушают экскурсовода, задают вопросы, то есть проявляют активный интерес к автомобилям, даже к их техническим характеристикам. 


Мне известно, что в прошлом году вы принимали участие в акции «Ночь музеев». Будете ли в этом году повторять опыт?

Мы каждый год принимаем участие. И в этом году тоже будем. В качестве рекламы это выгодно музею.


Может быть, были еще какие-то мероприятия, в которых ваши машины принимали участие? 

Наши машины принимают участие во всех массовых мероприятиях: и День города, и День победы, и День такси, и День автомобильной промышленности – ни один из вышеперечисленных праздников не обходится без наших машин. У нас большинство автомобилей на ходу. Вот, например, «Чайка» ГАЗ-13 -  именно она участвовала в параде открытия олимпийских игр в Сочи, выезжала на сцену, олицетворяя советскую эпоху 50-60 годов. 


музей ретро-автомобилей


А кто сидит за рулем во время проведения таких мероприятий? Кому доверяют управление?

Сотрудники музея, есть у нас должности такие – водитель-механик. Ну, а если машины частные, то выезжают сами коллекционеры.


А где-нибудь можно узнать, кто владелец?

Это написано только в договоре. Это конфиденциальная информация.


Нельзя посидеть в автомобиле, потрогать что-то?

Нет, конечно, если все желающие будут сидеть и трогать, то машина придет в износ. Ну, в какие-то праздничные дни, когда у нас массовые гуляния, мы выгоняем на улицу один – два автомобиля, в которых можно пофотографироваться, посидеть, потрогать. А ежедневно такого не происходит. 


Можете, пожалуйста, рассказать про «Жигули» ВАЗ-2101, у него, насколько мне известно, 19 апреля День рождения - 45 лет! 

В 1958 году главному конструктору завода АЗЛК было поручено поехать в Италию и выбрать какой-нибудь автомобиль для выпуска у нас. Был выбран автомобиль Fiat 124, хотя, в общем-то, наша «копейка» только внешне  похожа на своего близнеца. В наш ВАЗ-2101 было внесено около 800 технических усовершенствований, предложенных советскими конструкторами, и в конечном итоге только после этих модернизаций и появился автомобиль «Жигули». И настолько он стал лучше, что на международном рынке Fiat 124 перестал пользоваться спросом.


музей ретро-автомобилей


Кроме этого мы узнали, что музей проводит различные акции и конкурсы для своих маленьких посетителей, как, например, выставка юных художников. Для которой дети рисовали свои произведения искусства, навеянные вдохновением от ретро-автомобилей. 


музей ретро-автомобилей


Сейчас я хочу рассказать дорогому читателю о самых удивительных машинах этого музея, в котором мне довелось побывать. Раньше я не задумывалась об интересной жизни автомобилей еще до того, как они попали в музей, то, какой след они оставили, какую «роль» сыграли в развитии той или иной страны. А оказалось, что у каждой модели есть своя «изюминка».


Топ редких 


ГАЗ-21 «Волга» 1958 года выпуска, так называемая «Волга со звездой», — достаточно редкий экземпляр первой серии... Единственный советский автомобиль, который выпускался с автоматической коробкой передач, экспортировался в 75 стран мира, в 1958 году на международной выставке в Бельгии в Брюсселе даже получил Гран-при, то есть был признан машиной года в Европе. 


музей ретро-автомобилей


Или же автомобиль «Маруся». Этот автомобиль 2000-х годов, крайне редкая модель: их было выпущено чуть больше 30 штук. Но несмотря на свою современность, даже такие машины хранятся в музее. 


музей ретро-автомобилей


Это единственные в своем роде автомобили – из коллекции завода АЗЛК – они остались только в разработке. Эти машины экспериментальные. Это все Москвичи: два Москвича дуэта, Москвич Яуза и Москвич Истра. Почему эти машины никогда не были выпущены? Наше правительство было не готово к переменам, его не заботило развитие советского автопрома. И они рассуждали: «Зачем тратить деньги на разработку чего-то нового, если у нас хорошо продается старый, добрый 412 Москвич», который выпускался с 60-х по 90-е годы. А когда Советский Союз развалился - никому и ничего не было нужно.  


музей ретро-автомобилей


Топ популярных


Американский и английский автопром – тот самый «аэростиль»: машины больше похожие на ракеты, огромные, красивые, изящные. «Аэростиль» еще называют стилем автомобильного барокко. Эти машины необыкновенно воздушно смотрятся. Они будто несутся на большой скорости, даже стоя на месте, несмотря на немаленькую массу. Их вес составляет от 2 тонн и выше. 


музей ретро-автомобилей


Шевроле Импала – молодежный автомобиль 50-х годов. Шевроле, как и Форд, выпускали в основном машины бюджетные. Этот автомобиль стоил не дорого, но имел изящный внешний вид, полюбившийся молодежи, поэтому и считается символом студенческой поры того времени. Существует даже анекдот: «Половина наших бабушек рассталась с самым святым на заднем сидении автомобиля Шевроле Импала, а вторая половина мечтала расстаться с самым святым на заднем сидении Шевроле Импала». 


музей ретро-автомобилей


Этот автомобиль в особенности пользуется популярностью, благодаря уточки-селезню – это его эмблема с завода Форд. В 20-е годы было модным украшать машины маскотами - накапотными фигурками.  Каждый завод имел собственную статуэтку, по которой можно было различать модели. И вот та самая утка-селезень –  отличительная эмблема компании «Форд». А сам Генри Форд был человеком довольно чудаковатым и странным, про него сочиняли анекдоты. Друг семьи Уолт Дисней даже снял фильм на базе этих шуток, где изобразил всех действующих лиц в виде уток-селезней. Наверно вы узнали этот мультфильм, и поняли, кто же там Генри Форд – дядечка Скрудж МакДак. 


музей ретро-автомобилей


Топ удивительных 


Вот интересная Волга, с виду обычная, но на самом деле она не так проста, как кажется. Если открыть капот и посмотреть на двигатель, то можно понять, что такие Волги  могли изготавливаться исключительно по заказу комитета Государственной безопасности. Такие машины назывались «догонялки». По сути это спортивная машина, загримированная под обычную Волгу ГАЗ-24. Такой автомобиль мог разогнаться до 200 км\ч. И даже по современным меркам, это достаточно неплохой результат. 


музей ретро-автомобилей


Автомобиль «Дед Мороз». В годы когда Ю. М. Лужков занимал пост мэра Москвы, именно этот автомобиль возил Деда Мороза и Снегурочку по Красной площади в Новый год.


музей ретро-автомобилей

                     

Трактор Ламборджини – фермерский мини-трактор – всегда вызывает восхищение. Это связано с тем, что россияне мало знакомы с историей всем известной компании. Так как у нас на дорогах чаще можно увидеть элитный и дорогой спорткар, то все ошибочно полагают, что Ламборджини – это автомобильный завод. Но на самом деле это не так. Собственно сам создатель завода Ферруччо Ламборджини был трактористом-фермером. Во годы второй мировой войны он был танкистом, а когда вернулся, открыл мастерскую по ремонту и по переделке трофейных танков в трактора. В дальнейшем открыл завод по производству с\х техники: трактора, комбайны, сеялки, веялки и прочее. По сей день Ламборджини так и называется – мото-тракторный завод, а автомобилей на нем производится лишь 2% от общей продукции. Более того Ферруччо абсолютно не любил гонки, пока в 1963 году не познакомился в Риме с Энцо Феррари. Ламборджини сделал некое замечание Энцопо поводу его новой машины, но получил слишком оскорбительный для себя ответ. Гонщик сказал: « негоже какому-то простому трактористу раздавать советы. » Он настолько обидел Ламборджини, что тот решил утереть Феррари нос, и создал на своем тракторном заводе отдельный цех по производству гоночных автомобилей. Они получались настолько удачными, что 7 лет подряд занимали первые места на международных соревнованиях, соответственно опережая машины Феррари. 


музей ретро-автомобилей


Амарок- вездеход, который был сделан специально, чтобы провозить Олимпийский огонь по всей России. Высота такого автомобиля где-то 230-240 см, но все же он может проехать по любой российской дороге, что не каждому удается. Модель, представленная в музее, совершила некий круиз по бездорожью, а именно на ней был перевезен огонь от Москвы до Петропавловска.


музей ретро-автомобилей


Плавающие военные машины – машины амфибии. Они могут двигаться, как по земле, так и по воде. Они был предназначены для вывоза раненых. Здесь интересно устроен механизм: в случае если идет обстрел, чтобы водителя не убили, он может отодвинуть кресло назад и лечь. Руль тоже сместится вниз, и представится возможность управлять автомобилем лежа. 


музей ретро-автомобилей


А это детские ретро машинки. В советское время выпускались такие педальные, 4-колесные велосипеды-автомобили для малышей.  Аналогично, как и у велосипеда, вращаешь педали, и на них уже можно ездить.  


музей ретро-автомобилей


Вот Datsun – дамский автомобиль – FairLady. Hudson - машины для среднего класса. Но именно на этом бюджетном транспорте впервые появилась автоматическая коробка передач в 1938 году. Связано это с тем, что американская летчица Эмили Эрхард, которая была мужененавистницей и феминисткой, обратилась в фирму Hudson с просьбой о разработки автомобиля конкретно для женщин-водительниц.  Так как же сделать так, чтобы это был исключительно женский автомобиль? Тогда и придумали автоматическую коробку передач.


В Англии до сих пор мэры или лорды ездят только на механических коробках передач, они считают унизительным использовать «женскую штучку». Существует  даже такая поговорка у англичан: «автоматическая коробка передач только для женщин-водительниц, для водителей – геев и тупых янки»


музей ретро-автомобилей


Топ старых 


Вот Полуторка: ГАЗ АА. Самый древний советский автомобиль в музее, который во время блокады Ленинграда спасал жителей. Это был легкий грузовик, который мог проехать по замерзшему Ладожскому озеру, перевозя грузы, и не проломить лед. Название связано с тем, что грузоподъемность у автомобиля 1.5 тонны, поэтому его и называют по-лу-то-рка.  


музей ретро-автомобилей


Топ звёздных 


Розовый Кадиллак – точно такой был у Элвиса Пресли. Он любил розовый цвет, поэтому машина покрашена в соответствующий цвет, как бы отдавая дань Королю. 


музей ретро-автомобилей


А это автомобиль «Hudson Eight» 1936 года, который  использовался для съемок в фильме «Стиляги». 


музей ретро-автомобилей


Вот на этой Зеленой Волге ездил Л.И. Брежнев чаще всего на охоту в Завидово. Такого рода автомобиль позволял стрелять по уткам, не выходя из машины. Он был большой любитель охоты. 


музей ретро-автомобилей


А вот серый кабриолет ЗИС-110, выкрашенный в цвет шинели Маршала Жукова. Он был командующий советской армией, и именно на этом кабриолете принимал парады на Красной площади 9 мая и 7 ноября в 50-е годы прошлого столетия. 


музей ретро-автомобилей


А это 6-тонный «броневик» ЗиЛ 41052… На таком ездил М. С. Горбачев, но в музее находится копия автомобиля, без пробега. Помимо брони его отличает салон, который аналогичен капсуле космического корабля, что может спасти машину даже от ядерной бомбы. Пассажиры, как и космонавты, могут чувствовать себя в безопасности, находясь внутри. И если на мир упадет атомная бомба, и все вокруг превратиться в безжизненную массу, то капсула все равно уцелеет. И дорогой М. С. Горбачев еще 30 суток будет благоденствовать, как и космонавт, со всеми системами жизнеобеспечения, а сигнал будет поступать в отдел охраны Кремля, где будут искать его, чтобы спасти. 


музей ретро-автомобилей


Спасибо большое музею ретро-автомобилей за эти эмоции, за возможность перенестись машиной времени в прошлое столетие и лучше узнать развитие автомобилестроения. С каждым экспонатом связана какая-то интересная история, какой-то захватывающий случай, частичка давних времен витает в стенах этого здания. Спасибо за возможность прикоснуться к этому прошлому, ведь вернуться в то, что было так давно – бывает совсем непросто…



Евгения Фалькович

Анастасия Семёнова (фото)



 

Рекомендуем

Русские музы XX века
Дело в шляпе: самые стильные мужчины современности
Александр Зацепин: легенда советской песни
Zarina и Наталья Водянова в проекте «Мода со смыслом» представили MINI ME COLLECTION на неделе моды в Москве
Война с саламандрами и антифашизм Карела Чапека
Грейс Келли. Вулкан под снегом
Некоммерческий социальный проект #ВРЕМЯЖИТЬВРОССИИ
Полуторавековое путешествие «Вокруг света»
Зачем читать Ильфа и Петрова
Кино. Кристофер Нолан «Интерстеллар»