25 марта — День работника культурыВпервые День работника культуры стали праздновать в Наро-Фоминске в 1996 году. Тогда профессиональный праздник отметили 14 февраля. Спустя одиннадцать лет, в 2007ом году, от бывшего в то время министра культуры Александра Соколова поступило предложение учредить официальный праздник для людей творческих профессий, деятелей искусства и хранителей культурного наследия страны. В том же году Владимир Путин подписал указ, в котором говорилось, что теперь День работника культуры в России будет отмечаться ежегодно 25 марта. Праздник не является выходным днем, однако такое внимание к культурной сфере все равно является приятным вниманием со стороны государства. Есть же у нас в стране День печати, День кино, День охраны памятников. Появился и День работника культуры.
Как бы ни хотелось верить, что люди, посвятившие себя искусству и всему прекрасному, не встречаются в своей работе с проблемами — это все-таки происходит. В настоящее время культура и сфера искусства сталкиваются с огромными трудностями, как в экономическом, так и в идеологическом, социальном плане.
Наверное, одной из самых главных проблем настоящего является огромная политизированность искусства. За примерами далеко ходить не надо. Вспомнить хотя бы предновогоднюю историю «Театра.Doc» в Москве, когда во время показа украинского фильма «Сильнее, чем оружие» о событиях на Майдане в театр прибыли сотрудники полиции и изъяли всю аппаратуру, с которой показывали киноленту. Или же конфликт РПЦ и «творческой интеллигенции Новосибирска» относительно постановки Тимофея Кулябина «Тангейзер» по одноименной опере Рихарда Вагнера.
А фильм Андрея Звягинцева «Левиафан» на несколько месяцев обеспечил ярые споры не только среди критиков, но и среди общественности по всему миру. Особенно если вспомнить, что премьера фильма в России была отодвинута на несколько месяцев (фильм имел все шансы вовсе не предстать перед российским зрителем), а за рубежом картина взяла многочисленные награды, в т.ч. «Золотую пальмовую ветвь», «Золотой глобус» и была номинирована на «Оскар».
Посмотрев на последние события, приходится задуматься, а есть ли сейчас у нас возможность творить, не загоняя себя в рамки и границы, и высказываться открыто и не бояться при этом, что после на вас могут обрушиться судебные иски недовольных. Хотелось бы верить, что такая возможность все-таки у нас существует.
Второй проблемой является экономический вопрос. И дело тут не только в небольших зарплатах (безусловно, все зависит от регионов и места работы — государственное или частное учреждение), но и в целом в финансировании государства тех или иных организаций и мероприятий. Совсем не секрет, что в наступившем году Министерство культуры урезало бюджет на 10%. Конечно, можно понять, что в стране настал очередной кризис и такие меры вполне ожидаемы. Но при этом Минкульт теперь будет проводить жесткий отбор среди фестивалей, кинофильмов и прочих мероприятий. Например, в приоритете находятся патриотические фильмы о России, а так же фильмы о ВОВ и Крыме. Фестивалям же придется совсем тяжело. По словам Мединского, министерство теперь будет «...подходить очень тщательно к выделению денег фестивалям - будем смотреть, какой рейтинг фестиваля, поддерживается ли он в регионе».
Так же, в связи с сокращением бюджета, сильно страдают (да и раньше страдали) детские школы искусств — музыкальные, художественные. Уменьшаются зарплаты педагогов, не выделяются деньги на всевозможные конкурсы и выступления (которые являются, по сути, основным показателем качества преподавания и учитываются при аттестации учителей). С сентября 2013 года педагогам школ искусств перестали платить за «выслугу лет». И такие случаи наблюдаются по всей стране.
Третьим же бичом культуры является полная... некультурность населения. Все чаще и чаще мы встречаем абсолютно наплевательское отношение к искусству. Безусловно, в больших музеях периодически проводятся интересные и порой эксклюзивные выставки, и тогда у входа собираются огромные очереди желающих насладиться творчеством того или иного художника или фотографа. Но часто ли можно встретить такие очереди в других музеях? Если не говорить об экскурсионных днях в школах и туристических группах, не так часто люди заходят в музеи, чтобы узнать что-то новое о писателях, художественном наследии, истории своей страны и мира. Большинство людей теряет интерес к прекрасному и историческому, при этом погружаясь в абсолютное прожигание жизни. Одной из причин можно назвать заоблачные цены на билеты в известные театры, консерватории и некоторые выставки. Но при этом люди, которые не могут попасть в именитые театры, порой даже не знают о существовании маленьких площадок, где иногда появляются куда более сильные и впечатляющие постановки.
Самым главным доказательством возрастающего бескультурия является вандализм и воровство. Оскверненные или даже разрушенные монументы, раскопанные захоронения (не только раскопанные могилы, но и разбитые надгробия, вывороченные кресты, поломанные памятники), испорченные фонтаны и разгромленные парки, скверы и спортивные площадки, украденные картины или скульптуры. К примеру, несколько лет назад был устроен погром в Мурманске на английском мемориальном кладбище, где покоятся военные со времен Первой мировой войны — неизвестные выворотили надгробные плиты и измазали их все краской. Подобные акты вандализма зачастую случаются в разных уголках России.
Другой пример — в Волгограде в марте этого года вандалы изрисовали свастикой мемориал, посвященный погибшим от массового расстрела фашистами в 1942 году. А летом прошлого года был ограблен дом-музей Исаака Левитана в Плёсе, где воры смогли скрыться с пятью картинами художника (стоимость картин оценивается примерно в 77 мл. рублей). По всей стране можно насчитать еще сотни тысяч подобных случаев. И что самое ужасное — виновные остаются безнаказанными. Плохая охрана галерей, музеев и кладбищ, а также некачественная работа правоохранительных органов приводят к тому, что желающих нажиться на культурных ценностях становится все больше с каждым днем. Такая тенденция к разрушению своего же наследия не вселяет никакого оптимизма и не придает веры в будущие поколения.
Эти три основные проблемы — зависимость от государства, экономическая нестабильность и человеческое равнодушие к искусству — мало способствуют благоприятному развитию культуры в нашей стране. Однако, найдется немало людей, которые всей душой преданы музыке, литературе, художественному искусству, архитектуре, скульптуре, театру и кино. И эти люди — работники культуры — сделают все возможное, чтобы мы — зрители, посетители, слушатели и созерцатели — могли наслаждаться всеми видами искусства, чтобы в нас рождался интерес ко всему прекрасному, чтобы нам хотелось сохранить многовековую историю как нашей страны, так и мира.
Ирина Гюне |
Рекомендуем |