Партнеры Живи добром

Концерт ансамблей городов-побратимов Москвы и Дюссельдорфа 14 декабря


К 100-летней годовщине Октябрьской революции московский оркестр Персимфанс и Дюссельдорфский симфонический оркестр подготовили концертную программу, следуя принципам исторического Персимфанса — основанного в 1922 году коллектива музыкантов без дирижера. Концерт ансамблей городов-побратимов Москвы и Дюссельдорфа состоится 14 декабря 2017 года в Концертном зале им. П. И. Чайковского Московской филармонии.


Одним из самых интересных и новаторских проектов периода расцвета советской культуры был Персимфанс — Первый симфонический ансамбль. Он был основан в Москве в 1922 году и, в созвучии с идеалами русской революции, исполнял музыку, отказавшись от авторитетной фигуры дирижера, трактовавшейся как символ абсолютной власти. Во время исполнения музыканты оркестра, в чьем репертуаре были как классические, так и современные произведения, садились в круг, чтобы сохранять визуальный контакт друг с другом — обязательное условие для слаженной игры без дирижера. Во времена своего наивысшего расцвета ансамбль давал более 70 концертов в сезон, и, хотя все они прошли в Москве, Персимфанс обрел всемирную славу и считался лучшим оркестром своего времени. Оркестры без дирижера по его образцу стали возникать не только в СССР, но и за границей, в том числе в Германии. В 1932 году идеалистический проект пал жертвой сталинских культурных репрессий.


КОНЦЕРТЫ

После двух концертов, которые два ансамбля с большим успехом сыграли в октябре в «Тонхалле» Дюссельдорфа, намечается ответный визит: 14 декабря более  60 музыкантов из Москвы и 20 из Дюссельдорфа представят в московском Концертном зале им. П. И. Чайковского программу, созданную в соответствии с принципами исторического Персимфанса. В нее вошли произведения, которые играл прежний Персимфанс — оказавшие заметное влияние на русский авангард времен революции. Таким образом, через совместное  исполнение произведений, выросших из общеевропейской музыкальной традиции, в юбилейный год Октябрьской революции будет воссоздан давно забытый аспект европейского авангарда. Одновременно с этим станет ощутим свежий творческий подход, отрицающий иерархию в музыке, он будет испытан на соответствие сегодняшнему контексту.

 

Персимфанс + Дюссельдорфский симфонический оркестр


АВАНГАРД ДЛЯ СОВРЕМЕННОСТИ

В 2008 году московский музыкант Петр Айду, внук одного из музыкантов, стоявших у истоков исторического Персимфанса, дал ансамблю второе рождение — абсолютно в духе его предшественника. Музыканты нынешнего состава понимают свою деятельность как возрождение разрушенных диктатурами XX века утопий европейского авангарда. В невероятно интенсивном репетиционном процессе без участия дирижера рождаются интерпретации произведений, которые были бы неосуществимы в рамках повседневной деятельности обычного симфонического оркестра. Сопутствующие этому огромная ответственность каждого отдельного музыканта и необходимость постоянного общения музыкантов друг с другом приводят к уникальным результатам, которые перебрасывают музыкальный мостик к искусству театра и перформанса.

Ансамбль определяет себя прежде всего как арт-группа, которая наряду с концертами осуществляет интерактивные звуковые инсталляции и проекты в сфере театра и мультимедиа. Проекты Персимфанса — интерактивная звуковая инсталляция «Реконструкция шума» (2012) и театрально-мультимедийный сценический проект «Реконструкция утопии» — имели большой успех у публики и критиков в Москве, Санкт-Петербурге, Владивостоке, Перми, Берлине и других городах. Эти проекты удостоены многих наград, в частности, премии имени Сергея Курёхина в 2014 году.

Экспериментальное звуковое искусство можно будет услышать и увидеть на концерте 14 декабря. Музыканты из Германии и России — по принципу Персимфанса, играя без дирижера — разработали для этого совместного проекта интересную концертную программу.

 

Персимфанс + Дюссельдорфский симфонический оркестр


ПРОГРАММА

Все без исключения произведения, вошедшие в программу, исполнялись в свое время историческим Персимфансом. Их интерпретации проникнуты духом Октябрьской революции, 100-летняя годовщина которой отмечается в 2017 году.

В программе концерта будет исполнена увертюра «Эгмонт» Бетховена — любимого композитора Ленина. А также симфоническая рапсодия «Октябрь» Иосифа Шиллингера, официального «государственного композитора» революционного времени.

 

Организаторы: Елена Харакидзян (Apriori Arts), Helikon Artists и «Тонхалле» города Дюссельдорфа. При поддержке Гёте-Института в Москве, Министерства иностранных дел Германии и Федеральной земли Северный Рейн-Вестфалия.



 

Рекомендуем

Нострадамус – божественный дар или точный расчет?
Святослав Бэлза. «В разлуке есть высокое значенье...»
«Если сердце поет…» Премьера мюзикла «Золушка»
Буддист-революционер - Бернардо Бертолуччи
Ф.И. Тютчев. «Роковой поединок» любви
Нина Ананиашвили. Успешна в профессии и в жизни
Вениамин Каверин. Бороться, искать, найти, не сдаваться
Vanessa Colareta : "Migration is a topic that has been widely developed in contemporary art"
“Black boy” Ричард Натаниэль Райт
FollowTheFabrika. Этап I.III