Партнеры Живи добром

«Пошли, скрипач, в открытый космос!»


12 апреля 1961г. советский космонавт Юрий Гагарин впервые совершил орбитальный полет вокруг Земли. Это событие стало знаковым для всего мира. Именно поэтому 12 апреля провозглашен Международным днем полета человека в космос. Но не только ученых занимают проблемы познания галактики. Тема космического пространства, его освоения и возможности жизни на других планетах всегда являлась притягательной для многих режиссеров, сценаристов, аниматоров. И сегодня я предлагаю вам вспомнить самые выдающиеся фильмы, сюжеты которых навеяны мечтой о космосе.


Итак, начнем! Вышедший в 2014г. фильм Кристофера Нолана «Интерстеллар» стал одним из самых обсуждаемых проектов. Ресурс «Rotten Tomatoes» отметил, что семь критиков из десяти дали положительную оценку картине, в то время как по опросу издания «The Village Voice» его признали худшим фильмов. История, рассказанная культовым на сегодняшний день режиссером, требует от зрителя полного подключения не только своих душевных сил, но умственных возможностей. Квантовые данные, закон Мерфи, формула гравитации, сингулярность – все эти термины складываются в сложную задачку, от решения которой зависит судьба человечества. Недаром среди продюсеров значится физик-теоретик Кип Торн. Личностная драма взаимоотношений отца (Мэтью МакКонахи) и дочери (Джессика Честэйн) разворачивается на фоне постепенного конца света. Группа ученых должна найти планету в другой галактике, пригодную для жизни людей, и переселить туда все человечество, пока оно не вымерло из-за всепроникающей пыли. Режиссер мастерски смешивает все ингредиенты хорошего голливудского блокбастера: и душещипательные сцены расставаний, и классные спецэффекты полетов, то размеренных, показывающих всю красоту волшебного и непознанного космоса, то, наоборот, катастрофических, подобных американским горкам, и научные разговоры о высоком, разбавленные отменным чувством юмора. 


Интерстеллар


Но к финалу фильма осознаешь, что особенным его делает не столько до мелочей продуманная структура и закрученный сюжет, сколько правдивость человеческих взаимоотношений. Любовь – вот сила, которая способна связать межзвездное холодное пространство, только она движет героями. Все подвиги во имя спасения человечества сводятся в итоге к спасению одного единственного человека, который для тебя и является космосом. 


Кристофер Нолан в «Интерстеллар» не раз использует реминисценцию по отношению к «Космической одиссеи 2001 года» Стэнли Кубрика - культовому научно-фантастическому фильму 1968г., признанному по версии Американского института кино лучшим в этом жанре. Сюжет закручивается вокруг изучения найденных иноземных «монолитов», имеющих геометрически совершенные пропорции. В финале фильма главный герой Дейв Боумен (Кир Дулли) в результате попытки исследования «монолита» оказывается «за бесконечностью», так называется последняя глава ленты, и превращается в «Звездное дитя». Таким образом, он подобно Одиссею, прибывшему на родину после долгих скитаний, возвращается в колыбель человечества. Режиссер смел в своих фантазиях и определяет перерожденного Боумена как «сверхчеловека», готового к новому этапу развития сознания.


Он своего рода Мессия, что подтверждается и выбором музыкального оформления. Неслучайно использована симфоническая поэма Штрауса «Так говорил Заратустра» по ницшеанскому трактату. 


«Солярис» 1972г., снятый по мотивам романа Станислава Лема Андреем Тарковским, также занял свое достойное место среди киношедевров двадцатого века. Однако действие фильма перенесено в век двадцать первый. На космическую станцию планеты Солярис, где обнаружена органическая жизнь, прибывает главный герой Крис Кельвин в исполнении Донатаса Бониониса. Он должен разобраться в тех странных обстоятельствах, сообщения о которых поступали на Землю, но неожиданно сам становится заложником происходящих здесь событий. Дело в том, что на Солярисе мысли и воспоминания людей имеют способность материализоваться. Крису является его жена Хари, покончившая жизнь самоубийством. Семейная драма у Тарковского начинает звучать как философская. Понятие любви, совести, вины и искупления возводятся режиссером на космическую высоту.


Солярис


 «Мы вовсе не хотим завоевывать никакой космос. Мы хотим расширить Землю до его границ… Мы бьемся над контактом… нам нужно зеркало… Человеку нужен человек!»


Тарковский создает поэтичный безгранично-притягательный образ планеты Земля, с ее неповторимой природой, на которую не обращаешь внимание, пока она тебя окружает, но так остро чувствуешь ностальгию в безвоздушно-космическом пространстве. Станислав Лем не принял эту трактовку: «Солярис» - это книга, из-за которой мы здорово поругались с Тарковским. Я просидел шесть недель в Москве, пока мы спорили о том, как делать фильм, потом обозвал его дураком и уехал домой… Тарковский в фильме хотел показать, что космос очень противен и неприятен, а вот на Земле – прекрасно. Я-то писал и думал совсем наоборот».


Тему того, что на Земле, действительно прекрасно, полностью воплощает в себе голливудский фильм 2013г. «Гравитация», мексиканского режиссера Альфонсо Куарона. История о том, что людям пора оставить космос и возвратиться домой. Финальный кадр, где героиня Райан Стоун в исполнении Сандры Буллок, номинировавшуюся за эту роль на «Оскар», после успешной экстремальной посадки, словно вновь родившееся дитя, ступает на землю босыми ногами, и является доказательством этого философского размышления. Все действие фильма два главных героя Райан Стоун и Мэтт Ковальски (Джорж Клуни) пытаются вернуться на Землю после катастрофы в открытом космосе. В середине фильма Ковальски умирает, и, по сути, картина превращается в монодраму, героиня которой должна сделать выбор между борьбой за выживанием или смертью. Конфликт усугубляется тем, что на земле погибла ее четырехлетняя дочь, и зритель вместе со Стоун проходит сложный путь от полного неприятия жизни и готовности навечно остаться в космосе к отчаянному желанию спастись и ощутить эту пресловутую гравитацию земли. Собственно говоря, гравитация происходит и внутри самой героини, когда она вдруг находит в себе жизненные силы, и сбившиеся после трагедии ориентиры приобретают вполне осознанные очертания. 


Гравитация


Следующая лента является полнометражным дебютом режиссера Данкана Джонса, где главную роль и практически единственную исполняет Сэм Рокуэлл. Речь о британском фильме «Луна 2112», с бюджетом в пять миллионов долларов, что для научной фантастики катастрофически мало. Вследствие этого съемочный период занял всего тридцать три дня, компьютерная графика заменена макетами, а вместо радиоуправляемых моделей были использованы луноходы, которые постановщики возили на веревках, стертых с помощью компьютера на пост-продакшне. Некоторые критики отмечают связь «Луны 2112» с эпохой интеллектуальной фантастики, яркими примерами которой являются уже названные ранее «Космическая одиссея» и «Солярис». Проблема космического одиночества, доведенного до отчаяния, очень остро обнажается в фильме. Усложняет этот конфликт и столкновением неискоренимых желаний и чувств человека с обезличенным технологическим прогрессом.


Созвучная тема бесконечного совершенствования генетического кода, и, как следствие, возможность создания-рождения идеального человека с наилучшими показателями, раскрывается в интересном, но, к сожалению, не очень успешном в прокате, фильме «Гаттака». Еще один дебют в нашем списке, теперь уже новозеландского сценариста Эндрю Никкола, попробовавшем свои силы в кинорежиссуре. Несмотря на научный аспект фильма, который эксперты признали достоверным, и «Гаттака» упоминалась именитыми генетиками на страницах солидных изданий, все-таки это история, в первую очередь, о человеке и его одержимости космосом, о воплощении мечты в реальность вопреки всем обстоятельствам.


Тот же самый лейтмотив борьбы за первенство, за право быть лучшим проходит через весть фильм-байопик «Гагарин. Первый в космосе». Российская лента 2013г. режиссера Павла Пархоменко. В центре фильма история полета советского космонавта Юрия Гагарина в открытый космос. Примечательно, что исполнителю главной роли Ярославу Жалнину на момент съемок, как и Юрию Гагарину во время полета было двадцать семь лет. Хронометраж картины составляет сто восемь минут, ровно столько же, сколько длился тот легендарный облет вокруг орбиты.


Гагарин. Первый в космосе


Еще одна картина, повествующая о космосе, американский фантастический боевик 1998г. режиссера Майкла Бэя «Армагеддон». Многие обвиняли создателей в пренебрежительном отношении к элементарным законам физики. Алексей Экслер, российский писатель и сатирик, высказал свое мнение по поводу фильма: ««Армагеддон» задуман как развесистая клюква и был сделан как очень качественная и эффектная развесистая клюква». Американские критики тоже не остались в стороне, и, как следствие, сразу семь номинаций на «Золотую малину». В итоге фильм взял всего лишь одну премию за худшую мужскую роль в исполнении Брюса Уиллиса. Но звездный состав, динамичный сюжет о спасении земли от столкновения с гигантским астероидом, качественные спецэффекты сделали этот фильм в свое время кассовым хитом. 


Супер успешным проектом Голливуда стала и эпическая сага Джорджа Лукаса «Звездные войны», включающая в себя шесть фильмов. Кроме того созданы анимационные сериалы, мультфильмы, телефильмы. По своей природе это фантастическая сказка-комикс, где космические рыцари добра сражаются против галактических злодеев. Но секрет успеха лежит не только в сюжетных перипетиях, а также и в профессиональном исполнении: грамотном использовании компьютерных возможностей, превосходных спецэффектах, масштабных комбинированных съемках. Все это обеспечило такой колоссальный успех «Звездным войнам».


Звёздные войны


Конечно, о космосе снимается много и научно-документальных, и художественных фильмов. В одних превалирует фантастическая составляющая, в других предпринимаются попытки найти ответы на вопросы мироздания, третьи являются автобиографическими жизнеописаниями. Но во всех этих фильмах космос не просто фон, он один из главных действующих героев. 


Кин-дза-дза


И данный список мне хотелось бы закончить картиной, упоминание о которой здесь может показаться странным. Это фильм Георгия Данелия «Кин-дза-дза». И он совсем не о космосе, вернее не о том, манящем и привлекающим к себе мальчишек и девчонок, которые впоследствии летают на шаттлах и делают великие открытия. Он о космосе как о мире, который у каждого свой. Он об отношениях людей и их положении в социуме. Он о том, что каждый человек – планета со своей галактикой и своими законами поведения. И все мы частички той звездной пыли, тайны которой так отчаянно пытаемся постичь, поэтому, не раздумывая, так легко делаем шаг в неизвестность на призыв: «Пошли, скрипач, в открытый космос!»



Елена Полянская



 

Рекомендуем

"Я не ищу, я нахожу". Об "Игре в классики" Хулио Кортасара
Николай Носов: «Любовь к детям как генеральная черта характера»
Природа и литература. Классика языка Сергея Аксакова
Выставка «..."Сквозь магический кристалл". Графика и пастели Леонида Строганова»
Русские дизайнеры на INTERNATIONAL FASHION SHOWCASE в Лондоне
Паоло Трубецкой: «Искусству учиться не нужно»
Библионочь. Библиотека А.Ф.Лосева
Возвращение в Эдем («Таинственный сад», реж. Марк Манден)
Лю Цысинь "Задача трёх тел": Вселенная надежды и тревоги
Сто лет одиночества гения