Партнеры Живи добром

Премьера оперы «Кармен» Жоржа Бизе


«Кармен» стала последним произведением, которое успел завершить французский композитор Жорж Бизе перед смертью. Эта опера является, пожалуй, вершиной его творчества. Однако успех к «Кармен» пришёл не сразу после премьеры. 


Жорж Бизе к началу 1870-х годов был известным автором, произведения которого были высоко оценены критиками. Работу над своей главной оперой Бизе начал в 1874 году. 

В основе был положен сюжет новеллы Проспера Мериме «Кармен», повествующей о трагической любви торговки сигарами цыганки Кармен и бандита Хосе. История закончилась тем, что Хосе, обуреваемый ревностью, убил любимую. Однако сюжет был значительно переработан. Авторами либретто выступили Людовик Галеви и Анри Мельяк. Несмотря на то, что для либретто были использованы большей частью диалоги, написанные Мериме, Жорж Бизе видел в своих героях нечто иное, отличное от героев новеллы. Так, Кармен в опере предстаёт не хитрой и коварной, а страстной и прекрасной женщиной. «Оперная» Кармен – синоним смелости и вольнолюбия. Образ Хосе также подвергся изменениям. В произведении Бизе он не преступник, а военный, мучимый внезапно проснувшимся чувством к цыганке в то время, когда он ожидал свадьбу с другой. 


Важным решением стало введение в постановку действующих лиц, лишь мельком упомянутых в рассказе французского писателя, - невесты Хосе Микаэлы и тореадора Эскамильо, нового возлюбленного Кармен. Эти герои, представленные в традиционно положительных образах для оперного искусства того времени, стали неким противопоставлением драматическим ролям Кармен и Хосе. 


Замысел Жоржа Бизе – стремление показать конфликт людей из разных социальных слоёв, неспособных понять друг друга, несмотря на жгучую любовь, вспыхнувшую между ними, – для того времени был не только необычен. Когда журналисты узнали о содержании оперы, - а именно о том, что на сцене будут показаны люди, что называется, из низов общества, - то практически сразу предрекли провал постановке. Такой сюжет и такие герои считались просто неприличными.  


Итак, премьера 4-актной оперы «Кармен» композитора Жоржа Бизе состоялась 3 марта 1875 года на сцене театра «Опера-Комик» (“Opera-Comique”) в Париже. Первой исполнительницей роли Кармен стала одна из ведущих артисток «Опера-Комик» Селестина Галли-Марье, обладательница меццо-сопрано.  


опера «Кармен» Жоржа Бизе.jpg


Как и было предсказано злопыхателями, оперу ждал провал. Зрители были возмущены изображением столь ярко выражаемых страстей. Помимо этого, публика не была готова принять в оперной постановке показ народных гуляний, так живо и ярко воссоздающих образ жаркой Испании. Жоржа Бизе обвинили в… безнравственности. О сокрушительном поражении «Кармен» во Франции говорили все, кому не лень. И, несмотря на то, что в течение сезона опера была показана более 40 раз, после этого постановка на несколько лет сошла с подмостков «Опера-Комик». Через несколько месяцев после премьерного показа «Кармен» Жорж Бизе умер. В обществе поговаривали о том, что причиной столь ранней смерти - композитору было всего 36 лет – послужила именно неудача с «Кармен». 


Тем не менее, неуспех на родине Бизе не помешал опере стать невероятно популярной за границей. Постановки оперы «Кармен» в Вене осенью 1875 года и в Санкт-Петербурге в 1878 году сделали очевидной ценность и величие этой работы Жоржа Бизе и положили начало популярности произведения, ставшего вскоре классическим.  


Во Франции постановку «Кармен» возобновили по инициативе композитора Эрнеста Гиро, бывшего одним из близких друзей Жоржа Бизе. Гиро сократил длинные речитативы и решил ввести в оперную постановку балетный номер и дополнить оперу другими музыкальными произведениями из наследия Бизе. Возможно, эти изменения определили успех второй премьеры оперы, а, может быть, что-то изменилось в сознании зрителей. Как бы то ни было, в 1883 году постановка «Кармен» в Париже имела уже оглушительный успех. 


опера «Кармен» Жоржа Бизе


С того момента, когда прошла премьера оперы «Кармен», минуло уже 140 лет. Сейчас это произведение считается одним из наиболее важных и значимых для развития оперного искусства и музыки в целом. 



Елена Мачула

 



 

Рекомендуем

Индивидуальный в своем роде спектакль "Люфт". Премьера
Лопе де Вега. «Феникс испанского остроумия»
Концертное исполнение оперы Доницетти "Дочь полка", посвященное Елене Образцовой
«Мушкетер нашего времени. Святослав Бэлза»
Кино. Свободный и безумный Мэл Гибсон
Евгений Евстигнеев. Хотите быть драматическим актером?
Бесконечная история театра имени Е. Вахтангова
Взрывная шпионка («Красный воробей» реж. Френсис Лоуренс)
Burberry. Не каждый осмелится быть таким «простым» художником
XXXVIII Московский международный кинофестиваль