Партнеры Живи добром

Премьера оперы «Кармен» Жоржа Бизе


«Кармен» стала последним произведением, которое успел завершить французский композитор Жорж Бизе перед смертью. Эта опера является, пожалуй, вершиной его творчества. Однако успех к «Кармен» пришёл не сразу после премьеры. 


Жорж Бизе к началу 1870-х годов был известным автором, произведения которого были высоко оценены критиками. Работу над своей главной оперой Бизе начал в 1874 году. 

В основе был положен сюжет новеллы Проспера Мериме «Кармен», повествующей о трагической любви торговки сигарами цыганки Кармен и бандита Хосе. История закончилась тем, что Хосе, обуреваемый ревностью, убил любимую. Однако сюжет был значительно переработан. Авторами либретто выступили Людовик Галеви и Анри Мельяк. Несмотря на то, что для либретто были использованы большей частью диалоги, написанные Мериме, Жорж Бизе видел в своих героях нечто иное, отличное от героев новеллы. Так, Кармен в опере предстаёт не хитрой и коварной, а страстной и прекрасной женщиной. «Оперная» Кармен – синоним смелости и вольнолюбия. Образ Хосе также подвергся изменениям. В произведении Бизе он не преступник, а военный, мучимый внезапно проснувшимся чувством к цыганке в то время, когда он ожидал свадьбу с другой. 


Важным решением стало введение в постановку действующих лиц, лишь мельком упомянутых в рассказе французского писателя, - невесты Хосе Микаэлы и тореадора Эскамильо, нового возлюбленного Кармен. Эти герои, представленные в традиционно положительных образах для оперного искусства того времени, стали неким противопоставлением драматическим ролям Кармен и Хосе. 


Замысел Жоржа Бизе – стремление показать конфликт людей из разных социальных слоёв, неспособных понять друг друга, несмотря на жгучую любовь, вспыхнувшую между ними, – для того времени был не только необычен. Когда журналисты узнали о содержании оперы, - а именно о том, что на сцене будут показаны люди, что называется, из низов общества, - то практически сразу предрекли провал постановке. Такой сюжет и такие герои считались просто неприличными.  


Итак, премьера 4-актной оперы «Кармен» композитора Жоржа Бизе состоялась 3 марта 1875 года на сцене театра «Опера-Комик» (“Opera-Comique”) в Париже. Первой исполнительницей роли Кармен стала одна из ведущих артисток «Опера-Комик» Селестина Галли-Марье, обладательница меццо-сопрано.  


опера «Кармен» Жоржа Бизе.jpg


Как и было предсказано злопыхателями, оперу ждал провал. Зрители были возмущены изображением столь ярко выражаемых страстей. Помимо этого, публика не была готова принять в оперной постановке показ народных гуляний, так живо и ярко воссоздающих образ жаркой Испании. Жоржа Бизе обвинили в… безнравственности. О сокрушительном поражении «Кармен» во Франции говорили все, кому не лень. И, несмотря на то, что в течение сезона опера была показана более 40 раз, после этого постановка на несколько лет сошла с подмостков «Опера-Комик». Через несколько месяцев после премьерного показа «Кармен» Жорж Бизе умер. В обществе поговаривали о том, что причиной столь ранней смерти - композитору было всего 36 лет – послужила именно неудача с «Кармен». 


Тем не менее, неуспех на родине Бизе не помешал опере стать невероятно популярной за границей. Постановки оперы «Кармен» в Вене осенью 1875 года и в Санкт-Петербурге в 1878 году сделали очевидной ценность и величие этой работы Жоржа Бизе и положили начало популярности произведения, ставшего вскоре классическим.  


Во Франции постановку «Кармен» возобновили по инициативе композитора Эрнеста Гиро, бывшего одним из близких друзей Жоржа Бизе. Гиро сократил длинные речитативы и решил ввести в оперную постановку балетный номер и дополнить оперу другими музыкальными произведениями из наследия Бизе. Возможно, эти изменения определили успех второй премьеры оперы, а, может быть, что-то изменилось в сознании зрителей. Как бы то ни было, в 1883 году постановка «Кармен» в Париже имела уже оглушительный успех. 


опера «Кармен» Жоржа Бизе


С того момента, когда прошла премьера оперы «Кармен», минуло уже 140 лет. Сейчас это произведение считается одним из наиболее важных и значимых для развития оперного искусства и музыки в целом. 



Елена Мачула

 



 

Рекомендуем

Нереальное кино. Короткий метр на кинофестивале "Сталкер"
К юбилею Сергея Рахманинова. «Франческа да Римини»
Спектакль «Гамлет» (Фестиваль «Коляда-театр «На Страстном»)
Звёздный бизнес
Лариса Лужина. Зал ожидания
Выставка «Божественная Майя» открылась в Петербурге
Солнечная Каталония Пикассо
Mercedes-Benz Fashion Week Russia. Показ BEssARION. 26 марта
Орнелла Мути - «феминистка, которая любит мужчин»
Пресс-конференции и открытие 72-го Каннского кинофестиваля