«Французское барокко» на международном фестивале вокальной музыки «Опера Априори»17 марта в рамках V Международного фестиваля «Опера Априори» меццо-сопрано Стефани д’Устрак и оркестр Александра Рудина Musica Viva на два с половиной часа погрузили слушателей в мир французского барокко. Программа вечера была наполнена ариями из известных французских барочных опер Люлли, Рамо, Кампра, Шарпантье и Глюка, которые периодически прерывались небольшими инструментальными номерами. Присущая этой музыке легкая танцевальность и простота выдает ее происхождение: французская барочная опера зародилась не в Парижских театрах, а в Версале в виде развлекательных придворных спектаклей. Современному слушателю два часа барочной музыки могли бы показаться довольно скучными и однообразными, но выразительно-подвижный вокал Стефани д’Устрак не позволил этому случиться. Ее голос, как хамелеон принимал мгновенно подходящую тембральную окраску и четко вырисовывал звуками не просто образы, а целые сюжеты. Эти навыки пришли к ней неслучайно. Несмотря на то, что Стефани д’Устрак больше известна как исполнительница барочной музыки, сегодня в ее репертуаре музыка и героини других эпох: главная партия в опере «Кармен» (постановки Чернякова, Маквикара), «Испанский час» Равеля, Шарлотта в «Вертере». Возможно, осознание специфики каждой эпохи позволяет ей достичь сочетания аристократической закрытости, консервативной сдержанности с мощной экспрессией. Такая связь создает нечто совершенно новое. Например, безупречная дикция на фоне струящейся на бесконечном дыхании мелодии помогают ей внести новые нюансы в исполнение арий Федры из оперы «Ипполит и Арисия» Рамо, Медеи из оперы «Медея» Шарпантье. Стефани д’Устрак одна из тех певиц, кто придает большое внимание тексту, смыслу, специфике пространства и особенностям публики. Это чувствовалось в исполненных ею ариях Эрминии из оперы «Танкред» Кампра и Армиды из оперы «Армида» Люлли, где она виртуозно справлялась с ритмической и тональной изменчивостью. Ко всему этому можно прибавить элегантную свободу в жестах и власть ее чарующего обаяния, чего так не хватает многим исполнителям. Оркестру Musica Viva очень точно удалось передать стиль придворных музыкантов тех времен в девятичастной сюите Люлли из полной музыкально-драматической версии «Мещанин во дворянстве» Мольера и в обаятельно загадочной концертной пьесе Рамо для клавесина, скрипки, флейты и баса в исполнении Александра Рудина (виолончель), Федора Строганова (клавесин), Владислава Песина (скрипка и концертмейстер всей программы,), Ивана Бушуева (флейта). Исполнение этих произведений было почти безупречным и встретило бурные овации зала. Оркестр проявил себя достойно как концертмейстер: где-то был деликатным аккомпаниатором, где-то равным солистом, а где-то неотъемлемым помощником в создании единого образа. Марина Чурсинова
Фото: Ира Полярная (Apriori Arts Agency)
|
Рекомендуем |