Партнеры Живи добром

«Актёр играет актёра, который играет роль». 6 фактов из жизни К.С. Станиславского

 

Константин Сергеевич Станиславский — талантливый актёр, великий режиссёр и теоретик. Его знаменитое восклицание «Не верю!» — известно всем, от мала до велика. Нам кажется, что это константа и аксиома. Но так было не всегда. Когда-то только учились играть, создавать образы на сцене, осваивали актёрское искусство, теоретизировали театр.

О Станиславском написано множество книг, воспоминаний, статей, есть письма и видеозаписи. Он сам является автором фундаментальных трудов «Моя жизнь в искусстве» и «Работа актёра над собой». Причём это настолько замечательные работы, написанные простым, понятным языком, что они будут интересны как простому обывателю с познавательной целью, так и увлечённому творческому человеку. Повторяться смысла нет. Мы вспомним самые интересные, самые невероятные, малоизвестные и замалчиваемые факты и события из жизни великого режиссёра.

Станиславский

 

Станиславский не Станиславский вовсе

Настоящая фамилия Станиславского — Алексеев. Псевдоним Константин Сергеевич взял лишь в 1885 году. Значение выбору именно такой фамилии придают символическое: происхождение от имени Станислав, что значит «ставший славным», или практическое: чтобы не выдать своё происхождение неподобающим занятием. Его отец Сергей Владимирович Алексеев был богатым купцом-промышленником. У семьи имелись родственные связи с Мамонтовыми, Третьяковыми, Прохоровыми.

 

У него было милое прозвище

Семейное прозвище Станиславского — Кокося. По аналогии с прозвищем старшего брата Владимира Сергеевича, которого все звали Вовося. Он, кстати тоже был актёром.

 

Тайны мадридского двора

Младший брат Станиславского приходился ему сыном. В 1883 году у двадцатилетнего Константина и крестьянской девушки Дуняши — Авдотьи Назаровны Копыловой — родился сын Владимир, которого Сергей Владимирович и Елизавета Васильевна сразу усыновили. «Дуняшин Володя» вырос очень достойным человеком, получил историческое образование, серьёзно занимался научными исследованиями, выпустил несколько фундаментальных трудов по греческой и римской истории.

Станиславский

 

Наследники Станиславского

Мало кто знает, что у Константина Сергеевича Станиславского и Марии Петровны Лилиной, кроме дочерей Ксении, умершей в младенчестве, и Киры, в замужестве Фальк, был ещё и сын Игорь. Он болел туберкулезом. Родился в 1894 году, по состоянию здоровья много жил за границей: на курортах, во Франции, и даже в Марокко. Работал архитектором. Умер в 1975 году. Именно по этой линии продолжается прямой род Станиславского. Внучка по линии его дочери — известная переводчица Кирилла Романовна Фальк-Барановская умерла в 2006 году и детей не имела. А внучка по линии сына — Ольга Игоревна Алеексеева-Мардухаева — мать троих детей. Только один из них — Михаил — носит фамилию Алексеев и живёт в России; Максим и Кирилл Мардухаевы — граждане Франции.

 

И снова драма

Жена Станиславского актриса Мария Петровна Перевощикова, выступавшая под псевдонимом Лилина, некоторое время была увлечена известным артистом МХТ В. И. Качаловым. Да и как можно было не обратить внимание на этого высокого, харизматичного мужчину? В его волшебный голос влюблялись все женщины, встречавшиеся на пути артиста. Мария Петровна не была исключением. А он безгранично уважал Станиславского и не мог поступиться оказанным дружеским доверием. А также Василий Иванович чувствовал некоторую вину из-за хромоты и болезненности своей жены.

Только один раз, на именины Марии Петровны, он прислал как бы шуточное признание в любви: «Глубоко, спокойно и ровно Люблю я вас, Мария Петровна!». Под конец жизни вдова Константина Сергеевича сильно болела, ей ампутировали ногу — все эти страдания она стойко переносила, считая расплатой за своё увлечение.

Станиславский

 

Прославленный дуэт

Знаменитого общедоступного новаторского театра МХТ, позже МХАТа, могло бы и не быть. Незадолго до своей знаковой встречи с Немировичем-Данченко в июне 1898 года Станиславского терзали серьёзные сомнения в верности пути: театральные эксперименты приносили одни убытки, жена сильно ревновала и болела на нервной почве, система не складывалась... Но встретив своего единомышленника, все это отошло на второй план: театру быть!

Оформилась и система, прославившаяся Станиславского на многие годы. Сверхзадача как выражение авторской точки зрения, стремление к жизненной правде, естественная цепочка действий, перевоплощение для создания образа — всё это лишь малая толика теоретических положений успешной актёрской игры. Только практика и чтение оригинальных мыслей автора помогут вам прикоснуться к гению большой сцены.

 

 

Мария Игумнова


 


 

Рекомендуем

Фонд «НАСТЕНЬКА»
Лидия Федосеева-Шукшина. Одна жизнь на двоих
Неугасающий «Огонек»
Убийственная шутка («Достать ножи», реж. Райан Джонсон)
Итоги первого тура XI Международного конкурса молодых оперных певцов Елены Образцовой
Акутагава Рюноскэ. Одержимый творчеством
Апология сумасшедшего, или о великом «христианском философе» Чаадаеве
Культурное наследие Армении. Минас Аветисян
Уильям Фолкнер: «Я отказываюсь верить в вырождение человека»
Рай для палачей ("Рай" реж. Андрей Кончаловский)