Партнеры Живи добром

«Актёр играет актёра, который играет роль». 6 фактов из жизни К.С. Станиславского

 

Константин Сергеевич Станиславский — талантливый актёр, великий режиссёр и теоретик. Его знаменитое восклицание «Не верю!» — известно всем, от мала до велика. Нам кажется, что это константа и аксиома. Но так было не всегда. Когда-то только учились играть, создавать образы на сцене, осваивали актёрское искусство, теоретизировали театр.

О Станиславском написано множество книг, воспоминаний, статей, есть письма и видеозаписи. Он сам является автором фундаментальных трудов «Моя жизнь в искусстве» и «Работа актёра над собой». Причём это настолько замечательные работы, написанные простым, понятным языком, что они будут интересны как простому обывателю с познавательной целью, так и увлечённому творческому человеку. Повторяться смысла нет. Мы вспомним самые интересные, самые невероятные, малоизвестные и замалчиваемые факты и события из жизни великого режиссёра.

Станиславский

 

Станиславский не Станиславский вовсе

Настоящая фамилия Станиславского — Алексеев. Псевдоним Константин Сергеевич взял лишь в 1885 году. Значение выбору именно такой фамилии придают символическое: происхождение от имени Станислав, что значит «ставший славным», или практическое: чтобы не выдать своё происхождение неподобающим занятием. Его отец Сергей Владимирович Алексеев был богатым купцом-промышленником. У семьи имелись родственные связи с Мамонтовыми, Третьяковыми, Прохоровыми.

 

У него было милое прозвище

Семейное прозвище Станиславского — Кокося. По аналогии с прозвищем старшего брата Владимира Сергеевича, которого все звали Вовося. Он, кстати тоже был актёром.

 

Тайны мадридского двора

Младший брат Станиславского приходился ему сыном. В 1883 году у двадцатилетнего Константина и крестьянской девушки Дуняши — Авдотьи Назаровны Копыловой — родился сын Владимир, которого Сергей Владимирович и Елизавета Васильевна сразу усыновили. «Дуняшин Володя» вырос очень достойным человеком, получил историческое образование, серьёзно занимался научными исследованиями, выпустил несколько фундаментальных трудов по греческой и римской истории.

Станиславский

 

Наследники Станиславского

Мало кто знает, что у Константина Сергеевича Станиславского и Марии Петровны Лилиной, кроме дочерей Ксении, умершей в младенчестве, и Киры, в замужестве Фальк, был ещё и сын Игорь. Он болел туберкулезом. Родился в 1894 году, по состоянию здоровья много жил за границей: на курортах, во Франции, и даже в Марокко. Работал архитектором. Умер в 1975 году. Именно по этой линии продолжается прямой род Станиславского. Внучка по линии его дочери — известная переводчица Кирилла Романовна Фальк-Барановская умерла в 2006 году и детей не имела. А внучка по линии сына — Ольга Игоревна Алеексеева-Мардухаева — мать троих детей. Только один из них — Михаил — носит фамилию Алексеев и живёт в России; Максим и Кирилл Мардухаевы — граждане Франции.

 

И снова драма

Жена Станиславского актриса Мария Петровна Перевощикова, выступавшая под псевдонимом Лилина, некоторое время была увлечена известным артистом МХТ В. И. Качаловым. Да и как можно было не обратить внимание на этого высокого, харизматичного мужчину? В его волшебный голос влюблялись все женщины, встречавшиеся на пути артиста. Мария Петровна не была исключением. А он безгранично уважал Станиславского и не мог поступиться оказанным дружеским доверием. А также Василий Иванович чувствовал некоторую вину из-за хромоты и болезненности своей жены.

Только один раз, на именины Марии Петровны, он прислал как бы шуточное признание в любви: «Глубоко, спокойно и ровно Люблю я вас, Мария Петровна!». Под конец жизни вдова Константина Сергеевича сильно болела, ей ампутировали ногу — все эти страдания она стойко переносила, считая расплатой за своё увлечение.

Станиславский

 

Прославленный дуэт

Знаменитого общедоступного новаторского театра МХТ, позже МХАТа, могло бы и не быть. Незадолго до своей знаковой встречи с Немировичем-Данченко в июне 1898 года Станиславского терзали серьёзные сомнения в верности пути: театральные эксперименты приносили одни убытки, жена сильно ревновала и болела на нервной почве, система не складывалась... Но встретив своего единомышленника, все это отошло на второй план: театру быть!

Оформилась и система, прославившаяся Станиславского на многие годы. Сверхзадача как выражение авторской точки зрения, стремление к жизненной правде, естественная цепочка действий, перевоплощение для создания образа — всё это лишь малая толика теоретических положений успешной актёрской игры. Только практика и чтение оригинальных мыслей автора помогут вам прикоснуться к гению большой сцены.

 

 

Мария Игумнова


 


 

Рекомендуем

Она танцевала с душою и душою
Путь к бессмертию или как издать книгу
XIII МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТЕАТРАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ СТУДЕНЧЕСКИХ И ПОСТДИПЛОМНЫХ СПЕКТАКЛЕЙ
Фаина Раневская. «Правда – хорошо, но счастье – лучше»
Официальный партнёр проекта "Многослойность"
Концерт-посвящение Елене Образцовой «Оперный бал Елены Образцовой»
Павел Чухрай: «Режиссер – это призвание!»
XXVI МКФ «Послание к человеку». Итоги
Театр Звезда
Cartier — изыски, созданные для Богов