Аркадий Райкин. Король эстрадыВнешность и харизма Аркадия Райкина не могли остаться не замеченными. Не будь он актёром, он обязательно прославился бы в другой сфере. Но звёзды сложились так, что теперь он известен всему миру, как великий комедиант, непревзойденный сатирик, мастер мгновенных перевоплощений и никогда не унывающий актёр. Его лучезарная улыбка и вечно блестящие глаза никого не оставляли равнодушным. Будущий актёр родился в столице Латвии, Риге. Аркадий появился на свет 24 октября 1911 года в еврейской семье, никак не связанной с театром или другим видом искусства. У Арончика, так близкие звали Аркадия в детстве, было две младших сестры, которых звали Белла и Софья и один младший брат Максим. За своё детство первый ребенок в семье переезжал несколько раз: из Риги в Рыбинск, из Рыбинска в Санкт-Петербург. Но несмотря на место проживания, Аркадий всегда находил дело, где он мог бы проявить себя как актёр. Так, в Рыбинске он посещал драматический кружок, а в Петербурге уже смог поступить в высшее учебное заведение, непосредственно связанное с театром. Но об этом чуть позже. Родители Аркадия были категорично против увлечения сына, они не хотели принимать и понимать, что быть артистом – это тоже работа. Категоричность проявлялась по-разному: постоянные скандалы, крики, и даже бывали взбучки. После окончания школы он один год работал на Охтинском заводе, а потом ушел оттуда, так как был принят в театральный институт. Отец поступок Аркадия пережил болезненно: «Мало того, что сын не захотел работать и помочь больному отцу, так он еще задумал стать балаганщиком! Что за профессия — артист! Это же скандал, позор на мою седую голову», - вспоминает Максим, младший брат Аркадия.
В 1930 году, как мы уже упоминали, против воли родителей Аркадий Райкин поступил в Санкт-Петербургскую государственную академию театрального искусства и не к кому-нибудь, а к Владимиру Николаевичу Соловьёву, помощнику Всеволода Эмильевича Мейерхольда. Театральная академия не стала единственным местом развития Аркадия. Параллельно с занятиями, он брал уроки пантомимы и сценического движения у Михаила Савоярова, известного и очень талантливого артиста, который сразу увидел в Аркадии что-то цепляющее. Проучившись в академии 5 лет, молодой артист попал в Театр имени Ленинского комсомола (сейчас «Балтийский дом») не по своему желанию, а по распределению. Там он, конечно, без дела не сидел, режиссеры сразу его задействовали в разных спектаклях: «Глубокая провинция», «Начало жизни» и так далее. Помимо участия в постановках, Аркадий пытается найти себя и в кино. В 1938 он успел сняться сразу в двух картинах «Огненные годы» и «Доктор Калюжный». К сожалению, киноленты не оказали должного впечатления ни на зрителей, ни на самого Аркадия Райкина. Полученный им опыт был ему не по душе, поэтому он дальше продолжил стараться завоевать любовь театральной аудитории. Позже, в 1939 году, Аркадий решает выступить на первом Всесоюзном конкурсе эстрады. Его номера, «Чаплин» и «Мишка», покорили всех: от простых зрителей до признанных мэтров эстрады. Взяв первое место благодаря непревзойдённой игре и таланту, Аркадий наконец-то становится известен в более широких кругах. C 1939 года, после того как он стал лауреатом Всесоюзного конкурса артистов эстрады, у брата началась другая жизнь. Члена жюри конкурса Утесова спросили: «Как ты думаешь, этот парень долго будет иметь успех?» И Леонид Осипович ответил: «Всегда!» - с гордостью рассказывает его брат. Жизнь молодого, но уже успешного артиста и впрямь поменялась. Его пригласили в Ленинградский театр эстрады и миниатюр. Путь от простого актёра второго плана до главного человека в театре был пройден Аркадием всего лишь за три года. Вряд ли кто-то поможет похвастаться таким же успехом. Великая Отечественная война не стала для театра Райкина каким-то препятствием для развития, наоборот, труппа охотно давала концерты на фронте. В то время только искусство могло давать людям какую-то надежду на хорошую жизнь с ясным небом над головой. Кстати, именно здесь выступления Аркадия начинают содержать политическую сатиру. Война не обошла стороной ни одну семью. Семья Райкиных не стала исключением. Но любовь и сила всех членов семьи смогли одержать победу над этим страшным событием. Послевоенный период дал новый творческий толчок театру и его руководителю. Совместно с Владимиром Поляковым Аркадий Райкин ставит на сцену новые спектакли: «Не проходите мимо», «На чашку чая», «Откровенно говоря…» и другие. Роли, которые Райкин исполнял в этих постановках, не могли остаться незамеченными, его игру по праву начали называть шедевральной. Мгновенные перевоплощения, непохожесть образов, разнообразная манера поведения – настоящий мастер своего дела. Вдруг Аркадий снова решается попробовать себя в кино. Но снова мимо. Аркадий Райкин не тот человек, который сдаётся или будет опускать руки при любой возможности. Он берёт реванш и снова снимается в кино. Третьей попыткой стал фильм-концерт «Концерт фронту», где артисту дали роль киномеханика. Наконец, итог оказался успешным и Аркадия, как актёра кино, признали. Потом он снимется в не менее известных кинолентах «Когда песня не кончается», «Мы с вами где-то встречались», «Люди и манекены», «Мир дому твоему»... Политическая сатира проскальзывала и в дальнейших театральных работах Райкина. Они становились слишком остры и неполиткорректны. Поэтому Аркадий решается сменить место жительства и переезжает в Москву вместе с двумя семьями: своей родной и театральной. Так, на свет появился новый театр миниатюр, который в 1987 получил название «Сатирикон». Семья Райкина, его жена Руфина, дочь Катя и сын Константин всегда поддерживали главу дома, всегда сопереживали друг другу, всегда были друг за друга. Брак Аркадия и Ромочки, так муж называл свою любимую, был крепким союзом длиною в 50 лет. Ничего не могло пошатнуть или, тем более, разрушить эту стальную любовь. «Сатирикон» недолго был под руководством Аркадия Райкина. Проблемы с сердцем, которые сопровождали его с 13 лет, дали о себе знать. 17 декабря (по другим данным 20) 1987 года выдающегося актера, юмориста, режиссёра, сценариста, по-настоящему доброго, отзывчивого и душевного человека не стало. Он всегда был точен и правдив в своих мыслях и словах, за такое время он смог сделать невозможное: добиться любви всего мира, создать уникальный репертуар и даже театр. Есть ли такая вещь, чего он не сумел достичь? Ответ «нет» подтверждают множество наград и премий, которые Райкин успел получить, огромное количество ролей и постановок, но, главное, – о нём помнят и его любят до сих пор. «Если человек попал в беду – доброе слово не бывает лишним» Аркадий Райкин.
Полина Непомнящая |
Рекомендуем |