Чего боятся женщины: спектакль «Всё о Еве» (проект TheatreHD)«Всё о Еве» рассказывает о Марго Ченнинг (Андерсон), пятидесятилетней звезде Бродвея, которая до сих пор играет тридцатилетних героинь. Она талантлива и знаменита, её друг – лучший драматург Америки, а любовник – отличный режиссёр. Однажды к Марго приводят Еву (Джеймс), молодую поклонницу, которая тут же становится помощницей актрисы. Вот только оказывается, что милая и наивная девушка всеми силами пытается занять место знаменитой Марго. Спектакль очень близок к фильму и почти дословно следует оригинальному сценарию Джозефа Манкевича. Но любопытная вещь: несмотря на это, версия ван Хове достаточно сильно отличается от фильма, иначе расставляет акценты и оставляет совсем другое послевкусие. Оригинал был сатирой на театральное закулисье, рассказывал о соперничестве Голливуда и Бродвея и отношениях между сценаристами, режиссёрами и актёрами. Спектакль же от сатиры уходит к психологии, в частности, женской, и глубже изучает всеобщую одержимость возрастом и популярностью. К тому же, оставаясь верным сценарию, ван Хове иначе использует паузы. Жесты, взгляды, мимика как раз и добавляют новые полутона и отличия, а также – юмор. Благодаря этому театральная постановка получается, так сказать, человечнее фильма.
И при этом с самого начала спектакля чувствуется приближение какого-то несчастья, словно затишье перед бурей, смесь тревоги и печали. В первую очередь это заслуга декораций Яна Версвейвелда и эфемерной музыки Пи Джей Харви. Сцена «Всё о Еве» – это несколько помещений. Главное пространство становится то гостиной, то гримёркой, а на заднем плане расположились кухня, душ, туалет и спальня. Чтобы зритель видел всё, что происходит на обоих планах, ван Хове ввёл свой излюбленный приём: камеры, которые передают изображение на большой экран над сценой. К этим камерам поначалу нужно привыкнуть, и они могут отвлекать от того, что происходит на переднем плане. Зато они расширяют повествование и позволяют лучше показать характеры героев. Потому что, оказываясь как бы «за кадром» (но в объективе камеры), герои начинают вести себя естественно, не притворяясь. Получается, что на камеру они как раз не играют, а показывают своё истинное лицо, открывают самое сокровенное. Особенно это касается женщин: постоянно вынужденные играть, они становятся собой, лишь оставаясь в одиночестве.
Камеры также оказываются символом нашего времени, когда всё становится публичным. Никакого закулисья, по сути, уже нет, всё выставляется напоказ. «Лоск» и «стиль» – такие слова приходят на ум при виде декораций и костюмов спектакля. Они будто связаны с музыкой, которая временами погружает в состояние полусна. Особенно хорошо это ощущается в сцене вечеринки: гости либо медленно блуждают по комнате, либо толпятся на тесной кухне, официанты бесконечно разливают напитки, даже перепалки и разговоры какие-то вялые, и чувствуется, что они повторяются уже не первый раз. За лоском и стилем скрывается страх старения, а по сути – страх смерти. Женщин всегда судили по красоте и возрасту. Это было актуально 70 лет назад и актуально – быть может, даже больше – сейчас, когда одержимость внешностью и молодостью всё ещё сильна. В глазах общества старость для актрисы (а, в общем-то, и для женщины) – по сути, закат карьеры. Не зря Марго говорит, что через десять лет она просто перестанет существовать. В этом и кроется страх перед возрастом, который становится одним из лейтмотивов спектакля. Здесь вновь помогают камеры и компьютерная графика: и стареющая Марго, и юная Ева обе то и дело смотрятся в зеркало и с ужасом видят, как кожа их становится морщинистой, а волосы истончаются. Ева, кроме того, видит, как с возрастом она превращается в Марго. Двух соперниц объединяет один и тот же страх. Марго боится, что с возрастом останется одна, что её любовник найдёт более молодую и красивую женщину, и пытается бороться со старением. По стенам развешены её портреты, похожие на те, что можно увидеть в магазинах одежды и косметики или в модных журналах. Так должна выглядеть женщина, чтобы добиться успеха. Постепенно, незаметно для зрителя, фотографии Марго сменяются точно такими же фотографиями Евы. Время и лица меняются, требования к женской внешности – едва ли. Это даже не замена как таковая, а скорее обновление образа. Удивительно, как, несмотря на актуальность и современную постановку, ван Хове удаётся не переусердствовать. Он углубляется в важные в наше время темы, но в его спектакле нет хэштегов, никто не делает селфи и не сидит в Instagram. И это к лучшему – подобные детали лишь навредили бы истории и всей постановке. Так же удачно ван Хове выбрал и актёров. После спектакля сложно представить в роли Марго другую актрису – только прекрасную Джиллиан Андерсон. Её Марго преисполнена достоинства и в то же время немного инфантильна, говорит с лёгкой горечью и колкостью одновременно. Кроме того, Андерсон добавила Марго больше уязвимости и трагизма. Карен, подругу Марго, которая и познакомила её с Евой, сыграла Моника Долан. Именно Карен становится рассказчицей, которая общается со зрителями, и, пожалуй, она завоёвывает аудиторию даже быстрее, чем Марго. Долан досталась сложная героиня, но сыграла она её великолепно. Под стать ей – Стэнли Таунсенд, сыгравший Эддисона ДеВитта, театрального критика и злобного гения всей истории. Харизматичный и властный, для Евы он становится этаким Мефистофелем. Это особенно хорошо видно в финале спектакля, когда ДеВитт даже пугает, хоть и восхищает. Сложно сказать, из-за чего хочется затаить дыхание, глядя на него – из-за страха или благоговения. Вероятно, и из-за того, и из-за другого. Пожалуй, самый положительный герой «Всё о Еве» – Билл, жених Марго и успешный режиссёр. В спектакле его сыграл Джулиан Овенден, который вместе с Андерсон создал настоящую химию между Биллом и Марго. Своим обаянием и юмором он привнёс немного лёгкости в спектакль. И, наконец, Ева. Получилось ли спектаклю рассказать и показать «всё о Еве»? Не совсем. Зрителю так и не удаётся узнать её как следует, слишком уж быстро она показала своё истинное лицо. Лили Джеймс будто берегла силы, чтобы бросить их на финал спектакля. Впрочем, стоит отдать ей должное: последние сцены она действительно отыграла замечательно. Наивность и застенчивость, необходимые в начале, Джеймс удаются хорошо. Но вот хитроумность и амбициозность Евы она показала не так убедительно. И это обидно, потому что в итоге Ева так и остаётся на втором плане. Возможно, однако, так и должно быть. «Всё о Еве» у ван Хове становится скорее «Всё о Марго». Ведь именно она получает то, что действительно важно. Если Ева так и остаётся одна, то Марго покидает сцену с друзьями, признанием и любовью. На протяжении всего повествования зритель эмоционально так и не втягивается в происходящее. Он остаётся наблюдателем, которому позволили заглянуть за кулисы мира театра. Но спектакль, судя по всему, и не стремится вызвать сильный эмоциональный отклик – скорее, интеллектуальный. Он оставляет горьковатое, не слишком приятное послевкусие, но определённо наталкивает на размышления о нашем времени и вопросах, которые актуальны всегда.
Бесспорно, психологизм, напряжённость и вообще герои и сюжет – заслуга в первую очередь оригинального сценария Джозефа Манкевича. Театральная версия ван Хове лишь добавляет к нему несколько штрихов, но, к счастью, добавляет очень удачно и к месту. Расписание показов спектакля в своём городе ищите на сайте TheatreHD: http://www.theatrehd.ru/ru/moscow/films/all-about-eve Мария Баратели
|
Рекомендуем |