Партнеры Живи добром

Евгений Стеблов. От кукольного театра к большой сцене


8 декабря 1945 года в послевоенной Москве в семье инженера и учительницы родился будущий актёр театра и кино Евгений Юрьевич Стеблов. Тогда, живя в коммунальной квартире, никто не мог и представить, что имя этого ребенка будет на устах у всех от мала до велика даже спустя 40 лет после выхода его первого фильма.

Уже в детстве он был необыкновенным ребенком: пока его сверстники бегали по дворам, гоняли голубей и дрались, он играл в куклы. Вернее сказать, в кукольный театр. Евгений сам мастерил их, задействовал даже резиновые клизмы. Юрий Викторович - его отец - старался помогать сыну во всех начинаниях: научил его вырезать головы из картона и даже собрал ему небольшую складную ширму, за которой Евгений мог устраивать свои представления. Мальчик не раз приходил с переносным театром в школу - устраивал небольшие показы для одноклассников. О своем увлечении Евгений написал в письме руководителю знаменитого Театра кукол Сергею Образцову, и мальчика пригласили делать игрушки в самый настоящий кукольный цех. Именно тогда началось знакомство Евгения с театром. Позднее он скажет: «Я думаю, это было мое спасение, я уходил в этот мир. За ширмой я достиг определенной степени свободы».

Евгений Стеблов

Поддерживая мальчика во всех его начинаниях, родители Евгения все равно хотели видеть его филологом и наняли ему преподавателя по литературе, который, на их беду, оказался таким же воодушевлённым любителем театров, как и их сын. Педагог привел Женю в молодёжную студию при Драматическом театре имени К.С. Станиславского. Там занимались многие одарённые личности: Никита Михалков, Виктор Павлов, Инна Чурикова. Стало ясно: Евгений станет актером.

В 1962 году Стеблов поступает в Театральное училище имени Б.В. Щукина, тогда же начинает работать на телевидении. А всего через год на широкие экраны выйдет картина, которая в одночасье сделает юношу знаменитым: «Я шагаю по Москве». В ней Евгений сыграл весёлого, чудаковатого, постриженного налысо Сашу Шаталова, и именно таким его запомнила вся Россия. Там же, на съемках фильма, он сдружился с Никитой Михалковым. Эту дружбу актёр пронесёт через всю жизнь. Позднее Михалков приглашал Евгения во многие свои фильмы. Ещё через год Евгений снялся в фильме «До свиданья, мальчики», но тот не вышел на большие экраны, потому что его запретили. С 1964 года Евгению и Никите начинают предлагать роли молодых героев в кино, карьера стремительно идет в гору. Несмотря на то что актёрское училище Стеблов окончил только в 1966 году, вся Россия к тому времени уже знала его в лицо: юношу останавливали на улицах, просили автографы.

Карьера в кино не могла отвлечь актёра от его главной цели – театра. Сразу же после окончания училища Евгений устремляется к своей мечте: «Я после института в 1966 году очень хотел в Театр Ленинского комсомола, которым тогда руководил Анатолий Васильевич Эфрос. Я больше никуда и не показывался, я показался там, и Анатолий Васильевич сразу меня взял. Я был счастлив».

Евгений Стеблов

В Театре Ленинского комсомола Евгений проработал год, потом Эфроса перевели, а его забрали в армию. Вернее, через неё в Центральный Театр Советской Армии. «Они меня туда забирали, знаете, как каких-нибудь спортсменов забирали через военкомат. А у меня были отсрочки - одна, другая... Ходили в ЦК, там пытались за меня замолвить слово, но ничего не помогало: Театр Армии уже, что называется, наложил на меня руки. На свой день рождения, 8 декабря, пошёл сдаваться. Пришёл, и меня как раз встретил Андрей Алексеевич Попов в своем кабинете и сразу так просто сказал: «Ну что ты расстраиваешься? Вот мы сейчас тебе даём главную роль, к 50-летию Советской власти, понравится – останешься, мы будем рады видеть тебя в труппе; не понравится – уйдешь, мы препятствовать не будем». Так и случилось, я начал репетировать и остался».

Сначала на сцене приходилось сложно: не хватало опыта и сил. Это в кино он уже был знаменитостью, а театральные критики о нем еще ничего не слышали. В ЦТСА он исполняет главную роль в спектакле «Часовщик и курица, или мастера времени» и обретает невероятный успех. В 1968 году он возвращается в театр Ленинского комсомола, а ещё через год оставляет его ради Театра им. Моссовета, где играет до сих пор. Там его путь пересекается с такими актерами, как Раневская, Бирман, Плятт. Он работал с ними, чтобы учиться: «Учитель ведь это не тот, кто тебя учит, а у кого ты учишься».

Евгений Стеблов

Параллельно Евгений продолжает работу в кино, снимается в фильмах «Большая перемена», «Вас вызывает Таймыр», «Приключения Шерлока Холмса и Доктора Ватсона: Собака Баскервилей», «Еврейское счастье», «День выборов» и во многих других. В общей сложности Стеблов участвовал более чем в 50 фильмах.

Евгений Стеблов был дважды жена, его первая жена умерла после 38 лет брака. У него есть сын, который в довольно молодом возрасте ушёл в монастырь. В 33 года Стеблов попал в автокатастрофу, тогда же крестился. Из-за съёмок он часто находился в разъездах и редко бывал дома, когда случались приступы у первой жены, всегда был за пределами города. Он написал ряд статей и повестей: «Возвращение к ненаписанному», «После».

В 2015 году Евгений открыл курс театрального мастерства в Институте театрального искусства, он ведет обучение по системе Станиславского и растит новых актёров, которые в будущем, вероятно, станут достойными преемниками артиста на этом поприще.



Ирина Захарова




 

Рекомендуем

XV Международный Фестиваль «Кремль Музыкальный имени Николая Петрова» под руководством Дмитрия Когана
Глория Эстефан: на границе двух культур
Фильм недели. «Иррациональный человек»
Ошибка выжившего ("Дело Собчака" реж. Вера Кричевская)
В поисках вдохновения. Дмитрий Мамин-Сибиряк
"Если ты влюбляешься, это мешает танцевать". Интервью с Денисом Родькином
Тегеранский симфонический оркестр в России
«Ура - телевещанию! Да здравствует прогресс!»
«Все дети будут знать эти стихи наизусть»: Борис Заходер
Париж влюбленными глазами Хемингуэя