Махмуд Эсамбаев — народность, выраженная в танце.
Про известных людей мы что-либо знаем, как правило, лишь понаслышке. И эта информация, выдаваемая газетами, журналами и телевидением, зачастую носит субъективный или выражено-преувеличенный характер. Для составления более полной картины об облике интересующей нас персоналии хорошо, если имеются непосредственно авторские мемуары, воспоминания или записанные интервью. Особенно, если личность вызывает у нас интерес со всех сторон. Как например, танцор Махмуд Эсамбаев. Молодому поколению это имя мало известно, но в свое время (50ые – 70ые годы прошлого века) и до сих пор в определенных кругах он остается весьма популярным человеком. Кажется, он танцевал всю свою жизнь, лишь немного меняя направления своего творчества. Сначала это были выступления на свадьбах, затем солирование на эстрадной сцене, потом балет и, наконец, широкая слава программы «Танцы народов мира». Он создал своеобразные мини-театральные представления танцевальной направленности: чечено-ингушский танец «Чабан», башкирская композиция «Воин», индийская феерия «Золотой бог», ритуальный «Танец огня» на музыку де Фальи, испанская экспрессия «Ля-коррида», таджикский «Танец с ножами» и еще многие другие.
Некоторые, возможно, вспомнят и другой аспект творчества Эсамбаева — работу в кино. Это и роль Шамана в «Земле Санникова», и Казначей в «Приключениях маленького Мука», и харизматичный скрипач Иги-Наги-Туги в фильме «Пока бьют часы»… Красивый чеченский юноша мог бы легко прославиться на актерском поприще, если бы с детства не выбрал танцевальную карьеру.
По многим воспоминаниям совершенно независимых друг от друга людей, Махмуд Эсамбаев был очень добрым, великодушным и правильным человеком и смог оставить о себе память и в этом направлении. Он очень любил свою Родину, семью, людей. Много сил и личных средств вложил в послевоенное восстановление и дальнейшее процветание Чечено-Ингушской Республики. Сейчас дело всей жизни танцора продолжается во Всемирном Благотворительном Фонде имени Махмуда Эсамбаева. Как у всякого известного человека, у Эсамбаева были свои причуды, которые, в некоторой степени, тоже прославили его. Например, он всегда ходил в папахе, и даже на документы ему, в виде исключения, разрешили фотографироваться в этом головном уборе. Танцор объяснял это знаком принадлежности к малой Родине, которое он постоянно подчеркивал. Еще одним предметом гордости этого артиста составляла его узкая до самых преклонных лет талия, а также плоский живот. Конечно, сохранение хорошей фигуры требовало определенных усилий. Ел он очень мало, хотя с удовольствием сам принимал и вкусно кормил гостей.
Из маленького мальчика, танцующего на свадьбах наперекор воле отца, Махмуд Эсамбаев смог превратиться в обеспеченного, уважаемого человека, ни шагу не ступающего без сопровождения охраны. Его танцы отличались самозабвенностью, грациозностью, обаянием, истинной народностью. Каждое свое движение, каждое слово знаменитый танцор мог обыграть как настоящий артист. Ему от природы были даны пластичность и музыкальность, которые в совокупности с огромным желанием юноши помогли ему стать великим человеком и народным артистом.
Мария Игумнова
|
Рекомендуем |