Партнеры Живи добром

Не греши


8 ноября на сцене пермского театра «Сцена-Молот» состоялась премьера спектакля «3/10 заповеди. Не лги. Не прелюбодействуй. Не убий». Постановка создана по мотивам цикла фильмов польского режиссера Кшиштофа Кесьлёвского «Декалог». Серии цикла представляют собой отдельные истории, в которых демонстрируются десять библейских заповедей. Режиссер-постановщик Андреас Мерц-Райков выбрал три из них и представил истории, обозначив каждую заповедь как основы отдельных сюжетов.

Все представленные эпизоды из обычной жизни. По сценарию Кшиштофа Кесьлёвского действия происходят в современной режиссеру Польше, в 1980–х годах.

сцена из спектакля

Особенностью постановки можно назвать способ подачи материала: актеры произносят не только свои реплики, но и авторский текст, что придает игре дополнительную динамику (даже в моменты, когда реальное действие на сцене противоречит озвученной ремарке — например, герой должен идти, но на самом деле сидит). Нет строгого разграничения и между ролями, одни и те же лица играют разных персонажей во всех трех историях, что вводит зрителя в некое замешательство. Однако этот легкий сумбур позволяет не расслабляться и поддерживает живой интерес к происходящему на сцене.

Часть 1. «Не лги».

сцена из спектакля "Не лги"

Кажется, ложь начинается уже с самого начала эпизода. Януш, глава семьи, появляется в образе Санта-Клауса (действие происходит в рождественскую ночь). Перевоплощение не помогает герою ощутить атмосферу праздника и подарить ее своим близким. Очевидно, что герой испытывает диссонанс. Януш ссорится с женой: простой офисный работник, он не может осуществить всех желаний супруги, которая напрасно воспринимает подаренные лыжные палки как подготовку к скорой поездке на дорогой курорт. Ситуация усугубляется с появлением Эвы, бывшей возлюбленной Януша, с которой у него были отношения пять лет назад. Эва просит у Януша помощи в поисках ее пропавшего мужа. Он понимает, что должен остаться с семьей, но уходит с Эвой, солгав жене, которой говорит, что их машину угнали и теперь он должен найти похитителей. 

сцена из спектакля "Не лги"

Жена Януша не верит его лжи, она все знает, но не препятствует. Пытаясь найти Войтека, мужа Эвы, герои оказываются в больнице, где встречают двух врачей, которые вместо помощи отчаявшейся женщине издеваются над ее чувствами (Эва своим появлением и настойчивыми просьбами нарушает их заслуженный покой в эту праздничную ночь) — безногий мужчина, который, по словам врачей, был доставлен недавно, может оказаться Войтеком, но это лишь неудачная шутка. Безуспешные попытки приводят Эву домой, где создано видимое присутствие мужчины. Нет, это не внезапное появление Войтека. Возвращаясь к прошлому, Эва упрекает Януша в том, что он тогда, пять лет назад, нарочно позвонил мужу Эвы, чтобы он застал их с ней вместе; обвиняет в эгоизме, потому что он тогда думал лишь о собственном комфорте и совсем не подумал о том, каково будет ей. Януш в свою очередь уверяет Эву в обратном: он не делал этого. И вот обнаруживается, что Войтек никуда не исчезал. Эва солгала, чтобы побыть с Янушем вдвоем именно в эту ночь (она решила, что, если это ее желание сбудется, она непременно будет счастлива).

Часть 2. «Не прелюбодействуй».

сцена из спектакля "Не прелюбодействуй"

Девятнадцатилетний юноша Томек, неопытный и еще наивный, следит из своего окна через телескоп за сорокалетней привлекательной соседкой Магдой, живущей в доме напротив. Он знает о ней все. Он вмешивается в ее жизнь, хотя она об этом и не подозревает. Его мальчишеская забава не дает ему покоя, хотя ему ничего не нужно от своей обольстительницы. Он просто ее любит. Приятели Томека, зная о его страсти, постоянно ставят его в неудобное положение — ему приходится говорить с Магдой по телефону, встретиться с ней, когда сам он к этому не готов. Наконец, воспользовавшись служебным положением (Томек работает на почте), он устраивает себе встречу с Магдой, которая получает фальшивое почтовое извещение о денежном переводе. Разумеется, это не соответствует его ожиданиям, но он отваживается пригласить возлюбленную в кафе. Магда смягчается и принимает приглашение, но она осознает невозможность их союза: пусть этот мальчик и восторгается ею, и уверяет, что искренне любит ее, ничего не требуя, она взрослая женщина, которая значительно его старше, ничего не знающая о нем. Томек в очередной раз говорит лишнее — сообщает, что узнал о Магде от соседа, который с восхищением отозвался о ней как о женщине, которая точно не откажет. Однако Магда довольно спокойно реагирует на это и зовет юношу к себе. Томеку это вовсе не нужно, но Магда не слушает. Первый опыт близости с женщиной не увенчался успехом, и сокрушенный неловкостью ситуации он пытается совершить самоубийство. Тем не менее эта попытка не удается. Томек возвращается из больницы опустошенным, но очередная встреча со встревоженной Магдой вдохновляет его. Появляется надежда на что-то светлое впереди — в завершение они, оба со счастливым выражением лица, сливаются в танце.

сцена из спектакля "Не прелюбодействуй"

Линия Томек—Магда оказывается не единственной в этом эпизоде. Иллюстрирует заповедь также отношение хозяйки квартиры, в которой проживает Томек. Женщина лет шестидесяти пытается ему оказывать разные знаки внимания, которым молодой человек не очень-то рад, и показать, что она — дама в самом расцвете сил.

В этой истории поднимается и другой вопрос. Заметив однажды в окне соседнего дома плачущую Магду, Томек задается вопросом: «Почему люди плачут?». «Люди плачут, когда им невыносимо или когда они сами себе невыносимы», — отвечают ему люди, но Томека продолжает волновать, действительно ли это так.

Часть 3. «Не убий».

Яцек, молодой человек, который разочарован жизнью, с особой жестокостью убивает таксиста. Яцека арестовывают. Его адвокат — молодая Беата, только что получившая адвокатскую степень. Рассуждая о правосудии, она понимает, что свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого. Яцек пересек эту границу, но заслуживает ли он наказания, назначенного судом, — смертной казни через повешение? Он не имел никакого права убить человека, но можно ли вершить его судьбу по универсальному принципу? Ведь Яцек, хотя и совершил очень страшную ошибку, тоже живой человек, который умеет любить, — он бережно хранит фотографию младшей сестры и с трепетом думает о ней и своей матери, которых уже никогда не увидит.

сцена из спектакля "Не убий"

Так, при заданной проблематике в постановке не дается ответов или нравоучений. Рассказы о разных случаях из жизни позволяют посмотреть на них с разных сторон и поразмышлять о привычных для общества ситуациях и том, как следует судить эти поступки.

Стоит отметить, что все актеры, принявшие участие в постановке, — стажеры. Однако они показали достойную игру, заслужившую положительный отклик зрителей, особенно во время второго эпизода («Не прелюбодействуй»): в зале были и смех над комическими сценами, и сопереживание героям (например, публика пыталась поддержать юного Томека в его попытках стать ближе к своей возлюбленной, которая казалась недосягаемой).

сцена из спектакля


Камилла Керимова

Фото: Алексей Гущин



 

Рекомендуем

В тридевятом штате, в тридесятом боро («Сиротский Бруклин» реж. Эдвард Нортон)
В ожидании «Золушки»
"Эйфель": самая дорогая французская мелодрама
XXXIX ММКФ. "Мешок без дна" Рустама Хамдамова
Искусство и масс-маркет
Итоги XXIX кинофестиваля «Послание к человеку»
Конфетная элегия, или Разрозненные примечания к широкой газетной полосе («Французский вестник. Приложение к газете Либерти. Канзас Ивнинг Сан», реж. Уэс Андерсон)
Памяти Карузо
Кино. Личность. Лукино Висконти
Ольга Кормухина: «Ну, удиви меня»