Огонь! Огонь!
Первое, что представляешь, когда вспоминаешь роман Рэя Брэдбери «451о по Фаренгейту» – языки пламени, горящие книги, крики, взывающие о помощи. Однако, в интерпретации постановщика театра Et Cetera Адольфа Шапиро и главного режиссёра Роберта Стуруа произведение воспринимается по-иному. В этой постановке, поражающей своей экспрессивностью, нет пожара, но с потолка падает пепел, нет керосина, но то и дело на сцене мелькают огненные вспышки, нет завораживающих действий, но есть душераздирающие диалоги персонажей.
Спектакль «451о по Фаренгейту» идёт без антракта. Его длительность – 2 часа 20 минут. За это время успеваешь не только насладиться потрясающей игрой режиссёра Таллинского Городского театра Эльмо Нюганена в роли главного героя Монтэга, актрисы Марины Чураковой в роли его жены, заслуженной артистки России Марии Скосыревой в роли девушки и, конечно, заслуженного артиста России Игоря Яцко в роли Битти (брандмейстер, начальник Монтэга), но и углубиться в собственные рассуждения об окружающем мире. В представлении очень ярко и наглядно показаны все человеческие пороки, на которые делает акцент в своем романе-антиутопии Брэдбери: глупость, алчность, гордыня, хвастовство, ханжество, потребительское отношение, высокомерность, эгоизм – и этот список можно продолжать бесконечно. Насколько глубок смысл гениального произведения! Главный герой, пожарный Монтэг, живёт в мире, в котором люди его профессии не тушат, а разжигают огонь. Его цель, как и цель команды, в которой Монтэг трудится, – уничтожить все книги, оставшиеся в городе. Такая цель была у Монтэга, пока он не столкнулся с протестом одной из жительниц. Старуха добровольно сгорела вместе со своими любимыми книгами. С того самого момента у героя наступает прозрение. Он понимает, что не желает жить в таком мире. Мужчина верит в рассказы сумасшедшей девушки, с которой часто разговаривает на улице. Он пытается спасти город от всеобщей деградации. Монтэг крадет одну из книг и принимается за чтение, пытаясь понять смысл исписанной бумаги, которую он ежедневно сжигал раньше, совершенно ни над чем не задумываясь.
Накал страстей чувствуется уже с первых минут спектакля, когда раздраженный Монтэг пытается отвязаться от надоедливой девушки, засыпающей его вопросами. Приходя домой, он видит типичную картину нашего времени: жена сидит перед телевизором. Но на сцене, как и в романе Брэдбери, это не просто телевизор, а три огромные стены, транслирующие разнообразную бессмыслицу. Марина Чуракова очень выразительно играет женщину, вечно сидящую перед экраном и совершенно не запоминающую и не понимающую смысл происходящего. Причём это самое непонимание героини распространяется не только на глупые сериалы, но и на реальную жизнь. Её подруги — их роли исполняют актрисы Анжела Белянская и Анастасия Кормилицына — также глупы и необразованны. Они живут, лишь потребляя, и не задумываются о последствиях. Монтэг же старается вразумить их, но попадает впросак. Игорь Яцко, брандмейстер Битти, по сюжету спектакля демонстрируя свой интеллект, превосходно читает отрывки из произведений известных зарубежных, а также и российских писателей и поэтов. Из его уст слышны то реплики из «Гамлета», то строки Иосифа Бродского и Владислава Ходасевича. При этом сам его герой якобы книг не читает, потому что это противоречит закону. Неоднозначность характера Битти не даёт покоя до самой развязки спектакля «451о по Фаренгейту» и держит в напряжении. Хотя финал большинству зрителей известен, в надежде ждёшь положительной концовки.
«Вы слишком поумнели за последнее время. Это подозрительно», – ключевая реплика брандмейстера, обращённая к Монтэгу. После просмотра этого спектакля действительно хочется поумнеть. Именно с ним приходит осознание ценности книг и ничтожности необразованного мира. Представление наиболее полно и ярко раскрывает содержание романа-антиутопии Брэдбери, заставляя пережить эмоции, которые не каждый может прочувствовать при чтении, но способен ощутить во время постановки театра Et Cetera. Посещайте театры. Читайте книги.
Екатерина Винокуршина
|
Рекомендуем |