Партнеры Живи добром

Проблема отцов и детей в спектакле «Последние луны»


Спектакль «Последние луны», поставленный на сцене театра имени Евгения Вахтангова Римасом Туминасом, - это рефлексия на тему взаимоотношений взрослых детей и их состарившихся родителей. Тема, как никогда актуальна в наше время. Постановка дает возможность зрителю о многом задуматься и примерить ситуацию на себя.

Публике представлены две непростые истории «Последние луны» и «Тихая ночь» с практически аналогичным сюжетом.

На исходе лет старики так сентиментальны, они хотят любви и понимания со стороны своих детей. Однако как это ни печально, они не встречают отклика в их сердцах.


Сцена из спектакля. Василий Лановой и Елена Сотникова


В первом акте герой Василия Ланового ведет задушевные беседы со своей давно умершей женой в исполнении Елены Сотниковой. Он безумно одинок, у него уже практически не осталось ни друзей, ни знакомых, с кем можно было бы поделиться всем тем, что накопилось у него в душе. Лишь одна жена в легком парящем одеянье, как добрый ангел из небытия, понимает и поддерживает его. Пожилому мужчине очень хочется найти живое участие в лице своего взрослого сына (Олег Макаров), который занят лишь своей работой. Герой Ланового собирается в дом престарелых, куда ему совсем не хочется. Он ждет, когда сын отговорит его от этой затеи, но увы этого не происходит. Пытаясь скрыть свою боль и разочарование, мужчина отпускает иронические шутки и всячески ерничает. Чтобы увидеть хоть какие-то признаки эмоций в своем сыне, герой идет уже на крайние шаги, заявляя, что сын приемный. Это глубоко расстраивает сына, но, тем не менее, уход отца его все равно не беспокоит. Растоптанный равнодушием сына, герой уходит. В своем исполнении Василий Лановой невероятно точно показал характер старого отца– человека, который все понимает, которому уже нечего скрывать, но лишь свою боль он показать не в силах, и виной тому его мужская гордость.

Во втором акте происходит сцена в пансионе для престарелых между матерью в исполнении Ирины Купченко и ее взрослым сыном (Сергей Юшкевич). История в своей сути практически повторяет предыдущую. Мать всеми силами пытается пробудить в сыне жалость, мечтает попасть домой к внукам на рождественские праздники. Еще недавно лежащая и больная, она преображается в радостном ожидании выхода из пансиона и встречи с родными. Но сын все тянет, придумывает разные предлоги, чтобы не пустить мать домой. Мать всячески пытается бодриться, шутить, иронизирует, но это лишь раздражает сына. Все его мысли только о бизнесе, новом мерседесе и других материальных благах. Эта история заканчивается печально: мать в расстроенных чувствах остается одна.


Сцена из спектакля. Сергей Юшкевич и Ирина Купченко


Актеры блестяще справились со своими партиями. Василий Лановой продемонстрировал невероятную харизму и боль одинокого старого человека. Ирина Купченко показала неуемную жажду жизни, оптимизм, готовность бороться до конца. Актеры, исполнившие роли сыновей проиллюстрировали свойственное многим современным людям равнодушие к своим родителям и бесконечные мысли о сиюминутном успехе.

В спектакле задействовано не так много декораций: скромная комната отца с креслом и книгами и аскетизм пансиона, где обитает мать. Внимание в постановке больше приковано к главным героям и их диалогам. Ведь спектакль затрагивает серьезную морально-этическую проблему: должен ли человек заботиться о своих престарелых родителях? Имеем ли мы моральное право бросать своих родителей на чужих людей? Каждый сам для себя отвечает на этот вопрос. Но видя, как страдают взрослые родители, блестяще сыгранные в спектакле «Последние луны», понимаешь, что на месте героев может оказаться любой из нас.


Анна Некрасова


 

Рекомендуем

"Пьета" Ким Ки Дука
Mercedes-Benz Fashion Week RUSSIA. День второй. Show must go on!
Новогодний гастрольный тур БСО им. П. И. Чайковского
Пол Маккартни «Egypt Station»
Советский человек огромной души
Под присмотром Медузы Горгоны
Режиссер Ян Гэ представила фильм «Троица» в рамках основной программы «Кинотавра»
Ольга Хохлова. Вдохновляющая Пикассо.
Главное, чтобы костюмчик сидел
Фильм Вима Вендерса «Соль земли», как попытка понять природу фотографии