Партнеры Живи добром

Роман Виктюк. Бесстрашный "большой ребенок"

Однажды, Роман Виктюк сказал: "Счастье - это пауза между двумя несчастьями". Эта фраза теперь стала крылатой и каждый, кому приходится писать об этом талантливейшем режиссере, должен упомянуть о ней. Необходимо это хотя бы потому, что этим высказыванием Роман Григорьевич обозначил всю последующую парадигму своей жизни в ее легкости, непринужденности и с детской верой, что счастье само придет, стоит только подождать ту самую паузу.

Волею судеб родился Роман Григорьевич Виктюк в прекрасном Львове в семье учителей. Львов, сам походивший на искусно сделанную театральную декорацию, стал прекрасным фоном и источником взросления юного Виктюка. Уже в тринадцать лет он ставил "Пиковую даму" А. С. Пушкина и другие произведения, собирая вокруг себя многих окрестных детей. Знаменитая харизма будущего режиссера проявлялась уже тогда, и собирали Виктюка в Москву, как говорится, "всем миром".

Роман Виктюк

Знаковой стала первая поездка Романа Григорьевича по Москве. Только сойдя с поезда, до ГИТИСа он добирался на троллейбусе №2, который шел мимо краснокаменного, величавого Кремля. Но не сам Кремль поразил молодого человека, особый след оставил первый от него дом - дом №4. Виктюк даже думать себе запретил о том, что в таком доме, в таком месте можно жить! Однако, спустя годы, Роман Григорьевич будет каждое утро лицезреть Государственную думу с одного балкона и красные стены с другого.                    

Поступив в ГИТИС на актерский факультет с первого раза, Виктюк легко и непринужденно прошел обучение у таких педагогов, как Юрий Александрович Завадский и Анатолий Васильевич Эфрос. В ГИТИСе он закрепил за собой славу смелого, самобытного и невероятно талантливого человека.

Роман  Виктюк говорит, что для творца смертельно забыть детство, его ощущение, идти по жизни постоянно "взрослея". Сам режиссер ни на секунду не перестал быть "большим ребенком" и это, несомненно, можно видеть в его смелом творчестве. Кто как ни ребенок может творить не страшась? После окончания учебы в ГИТИСе, вопреки всем ожиданиям он не остался в Москве, а вернулся в родной Львов. После непродолжительной работы в труппе львовского ТЮЗа последовало серьезное осознание своего режиссерского призвания. В начале 70-х годов Роман Виктюк ставит спектакли, будучи одним из ведущих режиссеров Русского драматического театра в Литве. С 1975 года возобновляется московская история Романа Григорьевича. Многое было сделано и открыто, начиная с этого года, однако, остановиться и обратить внимание хотелось бы на несколько знаковых работ режиссера.

В 1983 году Виктюком была поставлена пьеса К. Гольдони "Льстец". Основным скандальным нововведением режиссера было то, что актеры со сцены театра Комедии читали совершенно крамольные для того времени тексты. Отрывки "Голоса из хора" А.Д. Синявского и речь на вручение Нобелевской премии А. И. Солженицына - вот такие слова звучали со сцены государственного театра, вот о такой язве Советского общества не постеснялся заговорить Роман Виктюк.

Роман Виктюк

В 1988 году состоялась премьера спектакля, который станет визитной карточкой Романа Григорьевича. Это был спектакль на пьесу Жана Жане "Служанки". Основной эксцентричной особенностью этой постановки, которая породила множество разночтений, было то, что все женские роли были исполнены мужчинами. Роман Виктюк утверждает, что его задачей было показать, как мужчина может нырнуть в глубины женской души, чтобы сыграть правдоподобно, без подражания и глумления, оставаясь при этом собой. Актеры должны были провести исследование женской психологии и не побояться играть это на сцене.

Сейчас Роману Григорьевичу Виктюку 76 лет, но он не собирается сдавать позиции. Будучи художественным руководителем собственного театра, он не перестает экспериментировать над формой театральной постановки, продолжая исследовать глубины человеческой природы. И только в театре Романа Виктюка осталась очевидность тайны о человеке, которую так хочется постичь.

 

Вихрева Анна


 

Рекомендуем

Нравственный выбор в романах Стендаля
MERCEDES-BENZ FASHION WEEK RUSSIA 2014/2015. День третий
Sting & Shaggy - «44/876»
"Секс и офис", или Руководство по карьере из 60-х
Человек – сталь. Николай Островский
В Италии её называли «принцессой». Ирэн Голицына
Театр свободы в душной блокаде
Рембрандт Харменс ван Рейн: сквозь Рай и Ад
Михаил Жаров — от опричника до сельского философа
Сатира «Огонька» и «Крокодила»